Что делал экипаж союз тм 30 в космосе в апреле 2000 года

«Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено посл. На Уникальной фотографии Космонавты Сергей Залетин и Александр Калери (экипаж "Союз ТМ-30") отдают дань традиции, поливая колесо автобуса. Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на свой источник в ракетно-космической отрасли, этот полёт может произойти весной следующего года, в космос они направятся на корабле "Союз МС-18". «Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено последнее посещение.

ТМ Союза 30

Первый групповой полёт американских космических кораблей — «Джемини-7» и «Джемини-6А», 15 декабря 1965 года. Первый советский космонавт совершает два космических полёта — Владимир Комаров, «Союз-1», 23 апреля 1967 года. Первый космонавт погибает при выполнении космического полёта — Владимир Комаров, «Союз-1», 24 апреля 1967 года. Первая в мире автоматическая стыковка двух космических аппаратов 30 октября 1967 года. Ими стали два корабля типа Союз, официально названные спутниками Космос-186 и Космос-188. Первый астронавт совершает три космических полёта — Уолтер Ширра, «Аполлон-7», 11 октября. Первый переход двух космонавтов через открытый космос из одного корабля в другой — «Союз-4», «Союз-5», Алексей Елисеев, Евгений Хрунов, 15 января 1969 года. Первый раз космонавты стартовали на одном корабле и приземлились на другом — Алексей Елисеев, Евгений Хрунов, 18 января 1969 года. Первый групповой полёт трех космических кораблей — «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8», 13 октября 1969 года. Первый астронавт совершает четвёртый космический полёт — Джеймс Ловелл, «Аполлон-13», 11 апреля 1970 года. Первый полёт продолжительностью более двух недель — «Союз-9», Андриян Николаев и Виталий Севастьянов, 1 июня 1970 года 1971 год Первые советские космонавты совершают три космических полёта — Владимир Шаталов и Алексей Елисеев, «Союз-10», 22 апреля 1971 года.

Первая долговременная экспедиция на космической станции — «Салют-1», Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев, 6 июня 1971 года. Первый раз одновременно в космосе американские астронавты и советские космонавты — «Скайлэб» и «Союз-13», 18 декабря. Первая экспедиция посещения космической станции — «Союз-27»-«Салют-6»-«Союз-26», Владимир Джанибеков, Олег Макаров, 10 января 1978 года.

Его полет продолжался более суток. Её полёт продолжался почти трое суток.

В 1975 году совместный экспериментальный полет кораблей "Союз" и "Аполлон" положил начало развитию международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Новые возможности для этого появились в 2000 году, когда Мэеждународная космическая станция МКС , являющаяся совместным международным проектом с участием 15 стран, приняла свой первый экипаж. Управление полетом станции в круглосуточном режиме осуществляется из двух Центров: российского в подмосковном городе Королёве и американского в Хьюстоне, штат Техас. За время эксплуатации МКС постепенно превратилась в огромную лабораторию на околоземном пространстве. За годы, прошедшие со дня первого полета Юрия Гагарина, в космосе побывали около 500 человек более чем из 40 стран мира.

Американцы тогда свой проект вовсю гнали. А мы обошли Штаты! Потрясение и гордость! Победа была поистине мировой. Гагаринские 108 минут на орбите стоили многих лет самой искусной политики и дипломатии, они значили, что наша страна широко и значимо шагнула в технике… — Не тогда ли, 12 апреля 1961-го, вас самого потянуло в космос? А о космосе я и мечтать не смел. Считал, что космонавты — люди особенные, чуть ли не сказочные богатыри. В первый отряд 20 человек выбрали из 3000 самых лучших, умелых, целеустремлённых. Гагарин, Г.

Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский, В. Комаров, П. Беляев, Б. Волынов, Е. Хрунов, Г. Шонин, В.

После получения образования трудился лётчиком-инструктором до тех пор, пока в Чернигов не заглянул Герман Степанович Титов, занимавшийся поиском кандидатов в космонавты. Романенко Инструкторская работа меня абсолютно не интересовала, тяготила. Личная лётная деятельность — это да, а инструктор — рутина, взлёт-посадка, повторяешь одно и то же, как попугай. И вдруг — такая возможность вырваться! С той поры Германа Степановича я шутя называю своей повивальной бабкой в космонавтике. Ржевский В. Леонов проводит инструктаж с Ю.

Внутри станции уже комнатная температура и обычное земное давление. Стыковка осуществлялась в ручном режиме - в момент подлета корабля к станции наблюдались некоторые проблемы. Космонавты сообщили, что "имеется небольшой крен в 1-2 градуса". Руководитель полета Владимир Соловьев спросил у них о готовности в случае необходимости стыковаться вручную.

Обитаемый «Мир»: люди, наука и рекорды

Союз ТМ-30 - Soyuz TM-30 российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено последнее экспедиционное посещение орбитальной станции «Мир». Экипаж.
История станции, пережившей распад СССР и таран в космосе Первый экипаж летал с «Мира» на «Салют» и обратно 13 марта 1986 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз» с пилотируемым космическим кораблём «Союз Т-15».
Этот день в истории: 2001 год — начало эры космического туризма — EADaily, 28 апреля 2017 — История 23 марта 2001 года 124 т металла и оборудования быстро сгорали в атмосфере. Орбитальный комплекс 27КС «Мир», последний осколок советской пилотируемой программы в космосе, прекратил своё существование.
Туляки неоднократно покоряли космос 16 июня, после 72 суток полета, законсервировав станцию, Залетин и Калери в возвращаемом аппарате космического корабля «Союз ТМ-30» вернулись на Землю. Работы с орбитальным комплексом «МИР» в пилотируемом варианте закончились окончательно.
Утро 4 апреля 2000 года. Хронология пилотируемых космических полётов (2000-е). Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция».

«В космосе мы спим на стене», ― космонавт Сергей Залётин о жизни на орбите, инопланетянах и Марсе

С космодрома Байконур, 31 октября 2000 года стартовала трехступенчатая ракета-носитель Союз-У, с кораблем «Союз ТМ-31» и экипажем первой длительной экспедиции Международной космической станции. Деннис Тито и вовсе невольно "закрыл" в России целое направление – так называемую женскую космонавтику. Турист отправился на орбиту вместо Надежды Кужельной, которая готовилась к полету в составе основного экипажа на корабле "Союз ТМ-32". 4 апреля 2000 года с космодрома Байконур стартовал транспортный корабль «Союз ТМ-30» с экипажем последней 28-й основной экспедиции на станцию «Мир»: тогда на орбиту отправились космонавты Сергей Залётин и Александр Калери. С космодрома Байконур, 31 октября 2000 года стартовала трехступенчатая ракета-носитель Союз-У, с кораблем «Союз ТМ-31» и экипажем первой длительной экспедиции Международной космической станции. Новый 1978 год Романенко и Гречко встретили в космосе. В общей сложности полёт продолжался 96 суток 10 часов 7 секунд. В марте 1978 года Юрию Романенко было присвоено звание Героя Советского Союза, вручены орден Ленина и медаль «Золотая звезда». С космодрома Байконур, 31 октября 2000 года стартовала трехступенчатая ракета-носитель Союз-У, с кораблем «Союз ТМ-31» и экипажем первой длительной экспедиции Международной космической станции.

Началась первая долговременная экспедиция МКС-1

Первые в космосе В 1995 году российский врач Валерий Поляков установил не побитый до сих пор рекорд продолжительности одного полёта, проведя в космосе 437 суток 17 часов 59 минут.
Союз ТМ-30 — Википедия. Что такое Союз ТМ-30 «Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено последнее посещение.

Глава 36 Космонавты работают в космосе, но умирают на Земле

«Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено последнее посещение (28-я. В среду "Союз-ТМ 30" будет поднят на высоту, равную высоте удаления от Земли станции "Мир", после чего начнется их сближение. Автоматическая стыковка запланирована на 6 апреля около 10:30 утра по московскому времени. 8 февраля 1984 года на орбиту был выведен корабль «Союз Т-10» с экипажем третьей основной экспедиции в составе Леонида Кизима, Владимира Соловьева и космонавта-исследователя врача Олега Атькова.

Хронология пилотируемых космических полётов (2000-е)

За время жизни прошел больше 3,5 миллиарда километров — это как 12 раз слетал к Солнцу и обратно; на станции было проведено более 23 тысяч опытов, самый необычный из них — в 1993 году. Это была попытка создать на Земле зоны, где день длился бы 24 часа; на "Мире" побывало 104 космонавта из 12 стран, которые совершили 70 выходов в открытый космос; российский космонавт Валерий Поляков проработал на "Мире" 437 суток и установил непобитый рекорд непрерывного космического полета; среди космонавтов-женщин подобный рекорд установила американка Шеннон Лусид — в течение одного полета она провела на станции 188 суток; "Мир" проработал на орбите почти 15 лет — 5 511 суток. На момент затопления станции это был абсолютный рекорд. Неисправности и происшествия на станции За все время на аппаратуре и оборудовании "Мира" произошло почти четыре тысячи поломок и неисправностей, а также несколько серьезных происшествий. Удар произошел по касательной, и станция серьезно не пострадала.

Однако 1997 год стал для "Мира" роковым. За этот год на станции произошло три крупных происшествия. Они состыковались с "Миром" 15 марта 1986 года и провели серию экспериментов с растениями в течение 51 дня. Затем космонавты погрузили их в свой корабль и за 29 часов перелетели на "Салют-7", впервые осуществив подобный перелет.

Как проходило затопление "Мира" В конце 1990-х годов эксплуатация станции обходилась в 200 миллионов долларов ежегодно.

Космонавты осмотрели неисправный солнечная батарея на Квант-1 модуль станции. Они обнаружили, что перегоревший провод, соединяющий массив с его системой рулевого управления, препятствовал его правильному вращению. Впоследствии массив был признан убыточным. Возгорание с орбиты произошло примерно в 23:52 UT, а посадка последовала примерно в 00:44 UT 16 июня, примерно в 45 километрах 28 миль к юго-востоку от Аркалык в Казахстан.

Выход в открытый космос занял 3 часа 40 минут. Во время второго выхода в открытый космос, 12 июня 1987 года, космонавты установили нижний ярус дополнительной, третьей солнечной батареи. Ярус представлял собой две «гармошки», укрепленные на балке. При третьем выходе в открытый космос, 16 июня 1987 года, на нижний ярус был установлен подобный ему верхний ярус, и батарея была раскрыта полностью.

Общая масса всех книг составляет примерно 5 кг [4]. В составе основного экипажа, помимо Сергея Залётина и Александра Калери , подготовку к полёту на «Мир» проходил актёр Владимир Стеклов в качестве коммерческого гостя для съёмки фильма Юрия Кара по мотивам романа Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры» [5] , но из-за недостаточного финансирования проекта, а также конфликта режиссёра с Роскосмосом , проект съёмки российского фильма в космосе был заморожен. В 2004 году вышел фильм « Воры и проститутки.

35 лет назад состоялся запуск орбитального комплекса «Мир»

Стыковка 27 апреля в 21:28:47 UTC к модулю «Квант». Спуск» по одной книге для каждого члена экипажа ; «Орбитальный полет» по одной книге для каждого члена экипажа ; «Резервные режимы» по одной книге для командира корабля и бортинженера ; «Нештатные ситуации» по одной книге для каждого члена экипажа ; «Справочные материалы» одна книга на весь экипаж ; «Программа полёта» одна книга на весь экипаж. Таким образом, для экипажа из двух человек на борт транспортного корабля «Союз ТМ» укладывается 10 книг.

Запуск 25 апреля 2000 года в 20:08:02 UTC. Стыковка 27 апреля в 21:28:47 UTC к модулю «Квант». Спуск» по одной книге для каждого члена экипажа ; «Орбитальный полет» по одной книге для каждого члена экипажа ; «Резервные режимы» по одной книге для командира корабля и бортинженера ; «Нештатные ситуации» по одной книге для каждого члена экипажа ; «Справочные материалы» одна книга на весь экипаж ; «Программа полета» одна книга на весь экипаж.

На расстоянии 200 метров система «Игла» потеряла контакт и космонавты наблюдали, как «Квант» проходит в 10 метрах от станции. Стыковка произошла рано утром 9 апреля, как оказалось она была неплотной. Из пяти этапов стыковки — касание, механическая сцепка, стягивание, закрытие стыка, герметизация — успешно завершились только касание и механическая сцепка. После механической сцепки процесс стягивания не удалось завершить из-за того, что в приемном конусе стыковочного агрегата станции оказался посторонний предмет. Для завершения стягивания не хватало 40 миллиметров.

К 30-летию российско-французского полета

Обитаемый «Мир»: люди, наука и рекорды 30") отдают дань традиции. У космонавтов считается за правило пописать на колесо автобуса, везущего их на стартовую площадку.
Союз ТМ-30 - Википедия 6 апреля 2000 году корабль "Союз ТМ-30" с космонавтами Сергем Залётиным и Александром Калери состыковался с «Миром». Что их ждет на борту было не очень понятно – станция летала в законсервированном режиме восемь месяцев.

Первый в истории полностью российский экипаж "Союза" отправится на МКС в 2020 году

Продолжительность полета составила 11 дней 21 час 30 минут 00 секунды. «Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено последнее посещение. 28 апреля 2001 года на борту корабля «Союз ТМ-32» на земную орбиту был доставлен первый космический турист. Им стал американский миллионер Деннис Тито. Этим событием ознаменовалось открытие новой отрасли — началась эра космического туризма. 28, был миссией Союза, 39-м и последним полетом человека в космос на космическую станцию Мир. Экипаж миссии был отправлен частной компанией MirCorp для реактивации и ремонта станции. «Союз ТМ-30» — российский транспортный пилотируемый космический аппарат из серии «Союз ТМ», на котором в 2000 году было осуществлено последнее посещение (28-я основная экспедиция) орбитальной станции «Мир». Спустя два месяца, 23 июля 2000 года, в результате сердечного приступа оборвалась жизнь Марса Закировича Рафикова. Несмотря на истинно космическое имя, ему не удалось слетать в космос. В марте 1962 года он был отчислен из отряда космонавтов за нарушение режима.

Космические пуски и события в СССР и России

В составе основного экипажа, помимо Залётина и Калери, подготовку к полёту на «Мир» проходил актёр Владимир Стеклов в качестве коммерческого гостя для съёмки фильма Юрия Кара по мотивам романа Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры» [5] , но из-за недостаточного финансирования проекта, а также конфликта режиссёра с Роскосмосом , проект съёмки российского фильма в космосе был заморожен. В 2004 году этот фильм вышел под названием « Воры и проститутки. Приз — полёт в космос », космические сцены были сняты в студии [6].

Базовый блок «Мира» имел шесть стыковочных узлов — невероятное для того времени количество. Пять из них располагались в так называемом переходном отсеке, а один — на торце большего цилиндра станции — выводил в агрегатный отсек. Вообще говоря, «Мир» унаследовал черты не столько даже «Салюта», сколько своего прадедушки — «Алмаза».

Три цилиндра — большой агрегатный отсек, средний жилой и самый маленький сфера диаметром 2,2 метра переходный с пятью стыковочными узлами и возможностью выхода в открытый космос то есть он также имел функцию шлюзовой камеры. А годом позже, 9 апреля 1987 года, к базовому блоку пристыковался экспериментальный астрофизический модуль «Квант», превратив «Мир» в полноценную многомодульную станцию. Впоследствии к станции отправили ещё четыре блока: модуль дооснащения «Квант-2» в 1989 году , стыковочно-технологический «Кристалл» в 1990-м , исследовательский «Спектр» в 1995-м и научно-исследовательский «Природа» в 1996-м. Корабли снабжения могли пришвартовываться к получившейся конструкции через три узла: один свободный в стыковочном отсеке базового модуля, один в модуле «Кристалл» специально для «Буранов» и один в модуле «Квант». Два стыковочных узла были оборудованы системой типа «Курс», а один — типа «Игла».

Их корабль имел устаревшую систему «Игла» и потому пристыковывался не к переднему, а к заднему порту, ведущему в агрегатный отсек. Но в целом это был невероятный полёт. На «Салюте» они провели ещё полтора месяца, после чего вернулись на «Мир»! По сути, это были первые в истории полёты между космическими станциями или космическими базами — называйте как угодно. Маршрут «Союза-Т-15» походил на то, о чём писали фантасты.

Но перспективы самого «Мира» оставались под вопросом. К развалу СССР «Миру» не хватало двух исследовательских модулей — «Спектра» и «Природы», и работа над ними была заморожена из-за нехватки денег, да и из-за политической ситуации в целом. И в 1991 году началась, наконец, международная эра первой в мире многомодульной ДОС. Это кардинально изменило назначение «Спектра». Изначально он назывался «Октант» и был разработан КБ Челомея в качестве оборонного корабля, оснащённого ракетами перехвата.

В 1992 году холодная война уже закончилась, да и финансировало проект американское агентство, поэтому о его военном назначении забыли и модуль стал исключительно исследовательским. Кроме того, в ноябре 1995 года шаттл Atlantis доставил на «Мир» седьмой модуль — стыковочный переходник — собственно, для шаттлов. Его приделали к «Кристаллу», ставшему основной точкой входа для американских кораблей. То, что «Кристалл» изначально разрабатывался под причаливание «Буранов», очень помогло: Space Shuttle имел схожую компоновку и параметры. Всего с 1995 по 1998 год шаттлы прилетали на «Мир» восемь раз, из них шесть раз — Atlantis и по одному — Endeavour и Discovery.

Изначально «Мир» был рассчитан то ли на три, то ли на пять лет работы обе цифры встречаются в технической документации разных лет , но к концу XX века проработал целых 15 лет. Технически были возможны ремонт изношенной станции, реконструкция и замена модулей и т. Но Россия не располагала средствами: в 1990-е финансирование космонавтики шло за счёт прибыли от коммерческих полётов иностранных космонавтов и запусков спутников, и этих денег катастрофически не хватало. Станция же находилась в очень плохом состоянии — изношенные системы то и дело ломались, возникали пожары, отказывала вентиляция, барахлила навигация и т. Модуль «Спектр» полностью вышел из строя после того, как 25 июня 1997 года в него врезался грузовой корабль «Прогресс М-34».

Поэтому в последние годы даже научная работа на «Мире» почти не проводилась. После ряда прений, в основном политического характера, его предложение было принято в качестве руководства к действию. Объективно говоря, спасать станцию действительно не имело смысла. Проведя на орбите 5511 суток, она полностью выработала заложенный ресурс, а содержание огромной, 140-тонной рассыпающейся на орбите громады было не только чудовищно дорогим, но и опасным. За 15 лет работы на станции провели более 30 000 научных опытов, на ней побывали 104 космонавта из 12 стран мира причём, что забавно, американских было больше, чем российских и советских.

Космонавт Валерий Поляков установил на «Мире» рекорд по продолжительности нахождения в космосе в ходе одного полёта — 437 суток и 18 часов, аналогичный рекорд для женщин установила американка Шэннон Лусид 188 суток, правда, этот рекорд позже побили. А деньги, освободившиеся в результате отказа от эксплуатации устаревшего «Мира», пошли на содержание и доработку российского сегмента МКС. Сохранение старой станции серьёзно помешало бы МКС не только в том смысле, что у России иначе не хватило бы средств на строительство новых сегментов, но и в техническом аспекте: «Мир» с определённой регулярностью терял детали, становившиеся космическим мусором, к тому же при наличии в ближнем космосе другого крупного объекта усложнялся расчёт орбиты для кораблей, летящих на МКС. Главное, что станция «Мир» выполнила важнейшую психологическую задачу. Своим существованием она доказала: строительство сложных многомодульных составных объектов на земной орбите возможно.

Международная космическая станция, первый сегмент которой был выведен на орбиту 20 ноября 1998 года, стала в какой-то мере наследницей доживающего последние годы «Мира». Проект МКС вырос из американского проекта Freedom, заявленного Рейганом ещё в 1984 году, но физическое воплощение станции началось только с присоединением к программе России: на тот момент российские инженеры имели наибольший опыт в строительстве составных станций. Да чего уж там, ни у кого, кроме них, такого опыта не было.

Для новогоднего стола они достали наиболее полюбившиеся продукты: кислые щи, телятину, фруктовые палочки. А пили космонавты… фруктовые соки и настойку элеутерококка, рекомендованную врачами для профилактики и повышения тонуса организма. Журналисты спросили, что бы космонавты подарили близким, и Юрий Романенко сказал: «Старшему сыну Роману я послал бы бортовую звездную карту с проложенной среди созвездий трассой нашей станции…» Через 20 лет Роман Романенко, как и его отец, стал космонавтом. Это было сразу после ухода «Прогресса-1». Космонавты долго готовились: расконсервировали и разворачивали установку, перекачивали воду, грели баки… На это ушёл почти целый день. Наконец — душ… Хватило минут на 10 и всё… «Больше не стоит возиться…», — решили Юрий и Георгий и душевой установкой больше не пользовались. Леонов о Ю. Романенко Да, Калининградская область единственная сейчас у нас в стране, откуда три космонавта. Виктор Пацаев, Юрий Романенко и вот мне посчастливилось быть их земляком. Конечно, когда я принимал Юрия в отряд, я не знал о том, что он из Калининграда, а если б знал, то, наверное, появились бы определенные симпатии, все-таки свой, земляк… А узнал я об этом, когда мы уже готовили его по программе «Союз-Аполлон». Я тогда поближе с ним познакомился как руководитель программы и как командир первого экипажа. Мне он очень нравится. Нравится за его пытливый ум, за повышенную энергию абсолютно во всех поступках. Его спутником по кораблю «Союз-38» стал кубинский космонавт Арнальдо Тамайо Мендес род. Семидневный полёт прошёл в штатном режиме, экипаж справился с поставленными задачами. Пятого февраля 1987 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМ-2» Романенко вместе с Александром Ивановичем Лавейкиным отправился в новую космическую экспедицию, продолжительность которой составила 326 суток 11 часов 37 минут 59 секунд. В ходе полёта Романенко трижды выходил в открытый космос. Романенко Все полёты были яркие. А самый интересный — третий. Работали на новой орбитальной станции — «Мир». И многое делали впервые. Например, совершили первую дозаправку в космосе. Опасная это была операция, всё вручную делали, малейшая утечка и… — После почти года на орбите вам пришлось долго восстанавливаться? Конечно, тут спасибо и крепкому организму. Но всё же главное — это правильная индивидуальная методика: какие, будучи в космосе, упражнения выполнять, чтобы вернуться здоровым.

Первые в космосе

С Деннисом Тито договорились о переносе его полёта на МКС; посредником при этом выступила фирма Space Adventures Ltd, основанная инженером Эриком Андерсоном в 1998 году как «первая в мире космическая туристическая компания». Решение российской стороны доставить туриста на новую станцию было крайне негативно воспринято американскими партнёрами. Надо сказать, что ещё в ноябре 2000 года Юрий Николаевич Коптев, глава Российского авиационно-космического агентства Росавиакосмоса , направил Даниэлю Голдину, директору NASA, уведомление о готовящемся полёте, но официального ответа так и не получил. Вместо этого начали приходить письма от различных чиновников с предложениями сначала утвердить критерии отбора «непрофессиональных» космонавтов, а затем, после окончания сборки МКС, разрешить им полёты. Кроме того, Европейское космическое агентство European Space Agency, ESA выступило с предложением о замене Тито в экипаже немецким лётчиком-испытателем Томасом Райтером с немедленной отплатой расходов за его полёт. Однако такой вариант был технически невозможен: не оставалось времени ни на тренировки Райтера в Центре подготовки космонавтов ЦПК , ни на изготовление персонального скафандра и ложемента. Международная космическая станция в полёте; август 2001 года. На прошедшем в тот же день совещании в Росавиакосмосе сотрудники РКК «Энергия» заявили, что полёт без Тито нанесёт «громадный ущерб имиджу корпорации, которая ни разу не срывала взятых на себя обязательств». Вскоре состоялось заседание Многостороннего координационном совета, высшего органа программы МКС, — на нём представители NASA, ESA, космических агентств Канады и Японии заявили о единодушной позиции за отмену отправки туриста на орбиту. Тито уговаривали согласиться на перенос даты полёта, но бизнесмен категорически отказался, завив, что дошёл до той «точки», после которой либо надо лететь, либо предъявлять финансовые претензии стороне, не выполнившей условия контракта.

Однако Тито не был допущен к работе, и тогда Мусабаев, Батурин, а также их дублёры в знак протеста отказались проходить подготовку. Лётчик-космонавт Талгат Мусабаев позднее рассказывал: «Это была не забастовка, а проявление нашего личного мнения. Это, кстати, произвело на американцев очень большое впечатление. Они даже не думали, что им кто-то может перечить. Это их сильно удивило, они даже испугались. Мы заняли твёрдую позицию, и именно это их немного образумило». Акция протеста продолжалась сутки. Руководство ЦПК связалось с космонавтами и убедило их в необходимости начать работу, которая заняла неделю.

Поэтому в космос отправились их дублеры Валерий Корзун и Александр Калери. Вместе с ними прилетела и очаровательная француженка Клоди Андре-Деэ, которая вернулась на Землю через 16 суток вместе с экипажем двадцать первой экспедиции. Такая задержка объяснялась техническими причинами. Дело в том, что при предыдущем старте «Колумбии» было замечено истечение раскаленных газов через уплотнители твердотопливных ускорителей. А ведь именно по этой причине погиб «Челленджер». Потребовалось 1,5 месяца на разбирательства. В результате вместо запланированных 143 суток Шеннон Люсид провела в космосе 188 суток, установив не только национальный рекорд, не побитый до сих пор, но и превысив мировой рекорд для женщин Елены Кондаковой. В ходе совместного полета был установлен еще один рекорд. Впервые на орбите летал комплекс суммарной массой 241 тонна. При достаточно спокойном течении 197-суточного полета двадцать второй основной экспедиции экипажу Валерия Корзуна и Александра Калери пришлось дважды принимать шаттл. При второй стыковке «Атлантис», стартовавший 12 января 1997 года доставил на борт станции сменщика Блахи Джерри Линенджера, помимо которого на корабле находились командир корабля Майкл Бэйкер, второй пилот Брент Джетт, специалисты полета Джеймс Висофф, Джон Грунсфелд и Марша Айвинс. На долю двадцать третьей основной экспедиции Василий Циблиев и Александр Лазуткин , стартовавшей вместе с немцем Райнхольдом Эвальдом 10 февраля 1997 года на корабле «Союз ТМ-25», выпали самые большие испытания за все время эксплуатации орбитального комплекса «Мир». Череда неудач началась еще во время пересменки с 22-й экспедицией. При сжигании в генераторе кислорода очередной кислородной шашки возник пожар. Космонавты быстро его потушили, но из-за сильного дыма пришлось провести 36 часов в противогазах а затем в респираторах. После посадки 2 марта корабля «Союз ТМ-24» с космонавтами В. Корзуном, А. Калери и Р. Эвальдом было решено повторно пристыковать на освободившийся стыковочный узел грузовой корабль «Прогресс М-33», совершавший автономный полет в период пересменки. Управление стыковкой вел экипаж в телеоператорном режиме. Но как раз это изображение сначала было неустойчивым, а затем вовсе пропало, и стыковку отменили. Только космонавты отошли от неудачи со стыковкой, как выявилась утечка сразу в нескольких местах этиленгликоля — теплоносителя из гидроконтура системы терморегулирования. Это, с одной стороны, привело к повышению температуры в отсеках станции, а с другой — пары этиленгликоля вызвали раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки. Космонавтам пришлось потратить много времени в поисках мест утечки и их ликвидации. И это не считая отказов отдельных систем и агрегатов таких, как система получения кислорода «Электрон», система откачки конденсата, установка поглощения углекислого газа «Воздух», система связи через спутник-ретранслятор «Альтаир» и т. На этом фоне светлым пятном стал выход в открытый космос 29 апреля американца Джерри Линенджера и Василия Циблиева. А 15 мая 1997 года стартовал в очередной раз корабль «Атлантис», доставивший 17 мая на станцию «Мир» экипаж из 7 человек. По составу этот экипаж больше напоминал «Ноев ковчег»: командир корабля Чарльз Прекурт, единственная женщина-пилот в отряде космонавтов США Эйлин Коллинз, астрофизик с двойным англо-американским гражданством Майкл Фоул, уроженец Перу Карлос Норьега, американец китайского происхождения Эдвард Лу, космонавт Европейского космического агентства француз Жан-Франсуа Клервуа и русская женщина-космонавт Елена Кондакова. Майкл Фоул заменил на станции Джерри Линенджера, который пробыл в космосе 132 суток. Появление Кондаковой в составе экипажа «Атлантиса» было обусловлено приглашением американцев российской стороне о включении российского космонавта в экипажи шаттлов при полетах к «Миру». После их посадки 24 мая казалось бы появилась возможность спокойно проводить научные исследования. Но тут вновь пошла черная полоса. На конец июня был запланирован запуск очередного "грузовика", но для его приема нужно было освободить один из стыковочных узлов. И 25 июня «Прогресс М-34» был отстыкован от станции. Но прежде, чем утопить его в Тихом океане, решено было еще раз проверить стыковку в режиме телеоператорного управления, окончившуюся неудачей 4 марта 1997 года из-за отсутствия телевизионной картинки с «Прогресса М-33». На сей раз изображение было хорошим, но из-за переутяжеленности на 500 кг грузового корабля и смещения центра масс динамика его движения существенно отличалась от той, которая была заложена в алгоритмы сближения. В результате, не успев затормозиться, «Прогресс М-34» по инерции скользнул по базовому блоку и ударился в одну из панелей солнечной батареи модуля «Спектр». От удара в корпусе модуля образовалась трещина, и воздух начал вытекать из станции. Разгерметизация в космосе — вещь исключительно опасная, ведь именно из-за нее погиб экипаж «Союза-11». В таких случаях космонавты обязаны были немедленно покинуть станцию на транспортном корабле, но тогда станция осталась бы необитаемой, а, учитывая ее нынешнее состояние, это привело бы к потере станции. Космонавты, проявив завидное самообладание в условиях понижающегося давления, сумели расстыковать разъемы кабелей, идущих из модуля «Спектр», и закрыть люк модуля крышкой. Падение давления в станции было остановлено. Но беда не приходит одна. В результате расстыковки кабелей было потеряно до половины электрической мощности. Кроме того, по сигналу «Авария ЦВМ» система ориентации перешла в так называемый индикаторный режим, то есть, по существу, станция стала неориентированной, а панели солнечных батарей стали отворачиваться от Солнца. Возник дефицит электроэнергии. Космонавтам с помощью двигателей корабля «Союз ТМ-25» удалось восстановить ориентацию. Для проведения на станции ремонтных работ был задержан запуск грузовика «Прогресс М-35», и он состоялся только 5 июля 1997 года. В перечень доставленных грузов входила и гермоплата, которую нужно было установить в люк модуля «Спектр» для подсоединения кабелей от оставшихся неповрежденными панелей солнечных батарей «Спектра». Для установки люка космонавты должны были, надев скафандры, разгерметизировать переходной отсек и установить гермоплату вместо крышки и подсоединить разъемы. Но при подготовке этой операции 13 июля у командира экипажа Василия Циблиева обнаружили небольшую сердечную аритмию. В таких условиях не могло быть и речи о его работе в скафандре, и выход отменили. Но прежде, чем его отменили окончательно, космонавты А. Лазуткин и М. Фоул проводили тренировки по стыковке и расстыковке разъемов. По ошибке был отсоединен кабель от датчиков угловых скоростей, в результате бортовая вычислительная машина выдала сигнал «Авария СУД» и прекратила работу. Комплекс вошел в неуправляемый режим, в результате чего освещенность солнечных батарей упала, начали отключаться системы. Всю ночь с 16 на 17 июля специалисты ЦУПа совместно с экипажем боролись за живучесть станции. В конечном итоге космонавты расконсервировали корабль «Союз ТМ-25» и с помощью его двигателей соориентировали станцию, а значит и солнечные батареи, после чего стало возможным постепенное подключение систем станции. Учитывая крайнюю утомленность В. Циблиева и А. Лазуткина, вызванную непрекращающейся полосой нештатных ситуаций, из которых приходилось выбираться, решено было все работы по модулю «Спектр» поручить следующему экипажу. Казалось бы, все позади, но напоследок судьба подготовила В. Циблиеву и А. Лазуткину еще одно испытание. При приземлении 14 августа 1997 года не сработали двигатели мягкой посадки, и спускаемый аппарат довольно ощутимо стукнуло. Это произошло всего лишь второй раз за всю историю полетов космического корабля «Союз». Как говорится: вот уж не повезет, так не повезет. Поскольку следующей основной экспедиции еще только предстояло восстановить электроэнергетику, полет французского космонавта Леопольда Эйяра решено было перенести на следующий пуск. Поэтому 5 августа 1997 года был запущен космический корабль «Союз ТМ-26» с экипажем 24-й основной экспедиции в составе Анатолия Соловьева и Павла Виноградова. После пересменки космонавты провели 22 августа запланированный "выход" в модуль «Спектр» для замены крышки на гермоплату и подключения разъемов, что позволило увеличить энергопотребление бортовых систем станции. При выходе 6 сентября в "закрытый" космос А. Соловьев и М. Фоул осмотрели поверхность модуля с целью обнаружения повреждений, но места утечки так и не нашли. К сожалению, и этому экипажу не удалось избежать происшествий. Так 15 сентября всего лишь в 470 метрах от станции пролетел американский военно-исследовательский спутник MSTI-2, запущенный еще 9 мая 1994 года. Но это был всего лишь эпизод. А вот участившиеся отказы бортовой вычислительной машины, приводящие к потере ориентации, беспокоили гораздо больше. В связи с этим некоторые американские политики призывали прекратить совместные полеты с "этими русскими". Тем не менее, 25 сентября 1997 года с космодрома на мысе Канаверал стартовал «Атлантис», который 27 сентября произвел стыковку со станцией «Мир». И перед этим стартом произошла замена. На смену М. Фоулу должна была полететь Венди Лоренс. Но в связи с необходимостью ремонтных работ в открытом космосе возможным было и участие в них американца, а миниатюрная американка была слишком мала для российского скафандра. Поэтому на «Мире» остался ее дублер Д. Сама же В. Лоренс хотя и побывала на «Мире», но вернулась на Землю в том же шаттле. В ходе совместного полета С. Паразински и В. Титов выходили в открытый космос с борта «Атлантиса». С помощью шаттла на станцию «Мир» был доставлен один комплект новой БЦВМ, а второй — на «Прогрессе М-36», запущенном 5 октября 1997 года. Вообще же грузоподъемность шаттла позволила решить многие проблемы по снабжению станции «Мир», особенно в условиях низкого финансирования отечественной космической отрасли. Но самое главное, что с помощью шаттла удалось доставлять с борта орбитальной станции на Землю не только результаты экспериментов, но и отдельные приборы и агрегаты, исчерпавшие свой ресурс, для исследования их в земных условиях. В ходе полета, длившегося 198 суток, экипаж ЭО-24 шесть раз выходил в открытый космос, в том числе дважды в разгерметизированный модуль «Спектр», при этом один раз Павла Виноградова заменил американец Дэвид Вульф. После этого Анатолий Соловьев, которому в полете исполнилось 50 лет, стал мировым рекордсменом, совершив в общей сложности 16 выходов в открытый космос и проведя за бортом 77 часов 46 минут. Правда при выходе 3 ноября Соловьева подстерегала та же неприятность, с которой он столкнулся в 1990 году, когда не удалось плотно закрыть при возвращении в модуль «Квант-2» выходной люк. Попытки исправить ни к чему не привели, и ремонт оставили на долю следующей экспедиции. Также безуспешной оказались поиски трещины в корпусе модуля «Спектр». После завершения полета этой экспедиции у Анатолия Соловьева общая продолжительность пяти его полетов составила 651 сутки, в том числе 4 длительных экспедиции. Это второй результат после Валерия Полякова. Томас стал последним американцем на борту станции «Мир», заменив Д. В тот же день, 29 января 1998 года, когда «Индевор» отстыковался от «Мира», с Байконура стартовал корабль «Союз ТМ-27», доставивший на орбитальный комплекс экипаж двадцать пятой основной экспедиции в составе Талгата Мусабаева и Николая Бударина, а также космонавта-исследователя, гражданина Франции Леопольда Эйяра, который пробыл на орбите 3 недели. Экипаж этой экспедиции совершил 5 выходов в открытый космос, в ходе которых была заменена выносная двигательная установка, отремонтирован выходной люк модуля «Квант-2», хотя первая попытка 3 марта выйти через этот люк в космос окончилась неудачей. Космонавты так и не смогли открыть его. Пришлось дожидаться инструментов, доставленных на станцию «Мир» очередным грузовиком. Общая продолжительность полета двадцать пятой основной экспедиции составила 210 суток. При этом шаттлы произвели 9 стыковок со станцией «Мир», а на ее борту 7 американских астронавтов совершили длительные полеты, самый продолжительный из которых совершила Шеннон Люсид — 188 суток. Американский многоразовый корабль «Дискавери», стартовавший 2 июня 1998 года, забрал со станции Эндрю Томаса, чье время пребывания на орбите составило 140 суток 15 часов. В состав экипажа помимо уже побывавшего на «Мире» командира корабля Чарльза Прекурта, второго пилота Доминика Гори, специалистов по операциям на орбите Дженет Каванди, Франклина Чанг-Диаса и неутомимой Венди Лоренс вошел также российский космонавт 59-летний Валерий Рюмин. И хотя он совершил свой последний полет 18 лет назад, в завершающий полет к «Миру» его, как первого заместителя Генерального конструктора и руководителя программы «Мир» -«Шаттл» с российской стороны, пригласил персонально руководитель этой же программы с американской стороны Фрэнк Калбертсон. Сам Калбертсон также хотел совершить полет вместе с Рюминым, но руководство НАСА не позволило просто так кататься своим чиновникам, хотя и бывшим астронавтам. Правда у Рюмина официальной задачей была инспекция орбитального комплекса, с которой он, надо полагать, справился. После окончания второго этапа российско-американского сотрудничества российская сторона предлагала совершить еще один, десятый полет шаттла к «Миру», но американцы посчитали, что они накопили достаточный опыт длительных полетов в предверии начала эксплуатации международной космической станции, и от дальнейших полетов отказались. С просьбой послать на станцию «Мир» своих космонавтов обращались к России такие страны, как Малайзия и Индонезия, но разразившийся в Юго-Восточной Азии острый финансовый кризис, а в Индонезии и политический кризис, заставил их отказаться от этой идеи. Зато возникло экзотическое предложение режиссера Юрия Кары о съемках на борту станции «Мир» художественного фильма по роману Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры». Несколько актеров прошли даже медицинскую комиссию. Среди прошедших сквозь "сито" были Юрий Стеклов и Наталья Громушкина. Однако такой полет не вписывался в планы Российского космического агентства, а для заказа отдельного космического корабля требуются большие деньги и длительный период его изготовления. Запуск очередного экипажа двадцать шестой основной экспедиции задержался и состоялся лишь 13 августа 1998 года. Чтобы не катать пассажиров, для Батурина была разработана целая программа исследований. Так что мечта его сбылась. Но поскольку второго такого настойчивого и здорового кандидата в госструктурах не нашлось, то дублировал его сначала представитель военно-космических сил, бывший военпред Юрий Шаргин, а затем, когда его отправили подлечиться, дублером стал врач ЦПК Олег Котов. Самым волнующим эпизодом во время этой экспедиции стала встреча планеты Земля с метеоритным потоком Леониды 15-17 ноября 1998 года. Накануне этого события космонавты Г. Падалка и С. Авдеев вышли в открытый космос и установили на поверхности станции ловушки для микрометеоритов. Специалисты высказывали опасения, что существует вероятность хотя и маленькая того, что микрочастицы, имеющие скорость в несколько десятков километров в секунду, прошьют обшивку станции. В результате космонавтам пришлось наиболее опасный период просидеть в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМ-28», но, конечно же, ничего страшного не произошло. Общая продолжительность полета двадцать шестой основной экспедиции составила 199 суток. Но данная величина относилась только к командиру экипажа Геннадию Падалке. Сергею Авдееву пришлось остаться на станции на второй срок, как в свое время Сергею Крикалеву. Дело в том, что после 13 лет полета, что также явилось рекордом для пилотируемых аппаратов, орбитальная станция «Мир» сохраняла вполне работоспособное состояние и предполагалось продлить ее эксплуатацию до 2000 года. Но, учитывая, что с 1999 года должна была начаться эксплуатация международной космической станции, весной 1998 года было принято решение о прекращении ее эксплуатации и сведение ее с орбиты до конца 1999 года. А за это время на станции должны были побывать еще три экспедиции. Однако не успели просохнуть чернила на этом постановлении, как в июле 1998 года заместителем Председателя Правительства России Борисом Немцовым было принято решение о прекращении работ с пилотируемым комплексом «Мир» и его затоплении в июне 1999 года. Такое решение вызвало недовольство в различных российских политических, промышленных и научных кругах. И хотя в декабре 1998 года новый премьер-министр Евгений Примаков отменил данное постановление, все же денег, заложенных в бюджет 1999 года на эксплуатацию станции «Мир», хватало только до августа 1999 года. А дальше станцию надо было топить. Причем уже был разработан сценарий затопления станции. В ходе полета последней или "крайней", как говорят сами космонавты будет постепенно понижена орбита комплекса до 200 км, после чего космонавты покинут станцию. Без экипажа орбита станции будет понижена до 120 км. Заключительное торможение будет проведено с помощью двигателей пристыкованного «Прогресса» и самой станции. В конце февраля 1999 года на корабле «Союз ТМ-29» должен был стартовать экипаж двадцать седьмой основной экспедиции Виктор Афанасьев и Сергей Трещев вместе с гражданином Словакии. К этому моменту два словацких космонавта Иван Белла и Михал Фулиер вели подготовку к полету в Звездном городке. Общая продолжительность работы двадцать седьмой основной экспедиции должна была составить 199 суток, то есть работа продолжалась бы до августа месяца — момента сведения станции «Мир» с орбиты. Но тогда осталось бы невыполненным соглашение о длительном полете на станции французского космонавта, для чего в Звездный городок прибыли Жан-Пьер Эньере и ставшая его женой Клоди-Андрэ Деэ. Правда, поначалу соглашением предусматривался 120-суточный полет, однако денег у французов хватало только на 35 суток. В конечном итоге сошлись на 168 сутках, и в результате было принято решение сформировать смешанный экипаж, в котором место Сергея Трещева занял французский космонавт. А поскольку места в корабле для российского бортинженера не нашлось, Сергею Авдееву предложили остаться на станции еще на один срок. В ходе работы на борту комплекса «Мир» двадцать шестой и двадцать седьмой экспедиции на Земле продолжались дебаты по поводу продления жизни орбитального комплекса, по крайней мере, еще на три года. За это выступали уже не только разработчики ракетно-космической техники и депутаты Государственной Думы. Коптев, ранее склонявшийся к досрочному затоплению «Мира» во имя Международной космической станции, выступил в поддержку дальнейшей эксплуатации орбитального комплекса «Мир». Правительство Е. Примакова согласилось с предложением РКК «Энергия» но с условием финансирования после августа 1999 года из внебюджетных средств. Поначалу руководство РКК «Энергия» с энтузиазмом восприняло это сообщение, полагая, что проблем с привлечением инвесторов не будет, хотя для продолжения эксплуатации станции «Мир» требуется порядка 250 миллионов долларов в год. Уже и Казахстан начал подготовку к набору еще одной группы из двух казахских космонавтов: одного летчика и одного ученого-исследователя. И даже склонный к неожиданным поступкам саратовский губернатор Дмитрий Аяцков объявил о своей готовности совершить космический полет в 2001 году. Однако шли месяцы, а потенциальные инвесторы, лишь слегка засветившись, тут же исчезали из поля зрения. Речь шла и об одной австралийской фирме, и о странах Ближнего Востока, и сотрудничестве с Китаем, который находится накануне запуска своего первого космического корабля. Одно время на горизонте появился даже 51-летний английский бизнесмен Питер Ллевеллин, занимающийся переработкой мусора, а по другим сведениям — мошенник международного масштаба. Он обещал финансовую помощь, а мы же должны были прокатить его в космос. Однако и с этим ничего не вышло. В общем-то, в этом нет ничего удивительного, поскольку все наиболее развитые в космическом отношении страны заняты в проекте создания международной космической станции, и лишних денег для станции «Мир» у них нет. Для других же стран сумма в 250 миллионов долларов чересчур неподъемна. Правда, остаются еще нефтяные шейхи и Саддам Хусейн, но им тоже нет дела до станции «Мир». В России даже был создан Фонд сохранения орбитального комплекса «Мир» с участием депутатов Государственной Думы. Но, как и большинство других фондов, этот служил лишь кормушкой для его правления, а на дело остались лишь крохи. Поскольку время шло, а денег не прибавлялось, то рано или поздно неизбежно встал бы вопрос — с помощью каких средств обслуживать станцию «Мир». Созданный задел по транспортным кораблям «Союз ТМ» и «Прогресс» был предназначен для программы Международной космической станции. Их использование для полетов на «Мир» было чревато как минимум скандалом и как максимум отлучением от программы МКС. На это, конечно, никто бы не пошел. И 1 июня 1999 года состоявшийся в РКК «Энергия» Совет главных конструкторов принял решение о прекращении в августе 1999 года эксплуатации орбитального комплекса «Мир» в пилотируемом режиме и переводе его а автоматический режим, поскольку денег не было ни на продолжение эксплуатации, ни на его затопление. Принятое решение было в каком-то смысле провокационным. Ведь орбита будет все равно понижаться, и в конечном итоге произойдет неконтролируемый вход в атмосферу в совершенно произвольной точке. Аналогичная ситуация происходила и со станцией «Салют-7», но тогда никто не пострадал. Теперь же от этого никто не был застрахован, и возможная оплата за нанесенный ущерб намного превысит сумму, необходимую для контролируемого схода с орбиты и затопления станции в Тихом океане. К тому же не было никакой гарантии, что в автоматическом режиме не произойдет сбоя ориентации, и станция не превратится в неуправляемый объект. Тем более, что в ходе двадцать седьмой экспедиции начало падать атмосферное давление в станции. Несмотря на тщательные поиски, космонавты так и не смогли найти место утечки воздуха. Ясно, что это решение было не последним и за ним неизбежно должны были последовать другие. Пока шли баталии продолжался полет двадцать седьмой экспедиции. В ходе его французский космонавт Жан-Пьер Эньере и Виктор Афанасьев совершили выход в открытый космос. Кроме того, был проведен эксперимент по разворачиванию крупногабаритной рефлекторной антенны диаметром 6,1 метра, разработанной грузинскими учеными, для чего уже Афанасьев вместе с Сергеем Авдеевым дважды выходили в космос. Наконец 28 августа 1999 года «Союз ТМ-29» вместе с экипажем двадцать седьмой экспедиции после 189 суток полета совершил посадку. Для С. Авдеева полет длился 380 суток, а всего он пробыл в космосе 748 суток, побив мировой рекорд Валерия Полякова. Жан-Пьер Эньере, в свою очередь, стал рекордсменом по длительности пребывания в космосе среди нероссийских космонавтов, опередив американку Шеннон Люсид, которая также устанавливала свой рекорд на станции «Мир». Станция «Мир» была переведена в беспилотный режим полета после почти 10-летней непрерывной работы в пилотируемом режиме. Вместе со станцией продолжил полет и грузовой корабль «Прогресс М-42». Поскольку впервые за 10 лет станция «Мир» продолжила полет в беспилотном режиме, а БЦВМ, являющаяся «сердцем» системы ориентации, была склонна к отказам, то грузовиком был доставлен на «Мир», а космонавтами установлен аналоговый контур системы ориентации на базе блока управления причаливанием и ориентации от корабля «Союз». К моменту завершения двадцать седьмой экспедиции в Звездном городке возобновил подготовку актер Владимир Стеклов. Планировалось, что в ходе двадцать восьмой экспедиции будут проводиться съемки космических эпизодов фильма Юрия Кары «Тавро Касандры» по роману Чингиза Айтматова. Причем роль операторов должны будут исполнять профессиональные космонавты, а Стеклов исполнит роль космонавта, отказавшегося покидать обреченную станцию. Ну прям как в жизни. А для решения всех финансовых вопросов Юрий Кара привлек известного американского продюсера Джона Дейли. Основным отличием его от предыдущей версии грузовика «Прогресс М» является возможность доставки большего количества топлива 1500 кг вместо 800 кг. Кроме того, в системе управления вместо старой БЦВМ «Аргон-16» установлен новый бортовой вычислительный комплекс. Еще одним новшеством явилось использование на борту автономной системы навигации, совместимой как с отечественным «Глонассом, так и с американской GPS. Главной задачей этого грузовика было поддержание орбиты комплекса «Мир» до момента принятия окончательного решения о судьбе станции. Однако самая главная новость, касающаяся судьбы российского орбитального комплекса «Мир» прозвучала из Лондона 17 февраля 2000 года. Там состоялось подписание договора, согласно которому РКК «Энергия» передала российскую орбитальную станцию «Мир» в аренду международной компании MirCorp Ltd. Договор подписали Ю. Семенов и президент компании Джеффри Манбер. Компания MirCorp Ltd. Компания планировала вложить в станцию 200 миллионов долларов и привлечь на «Мир» потенциальных клиентов следующими коммерческими услугами: космический туризм, научные, медицинские и фармацевтические исследования в интересах частных фирм и компаний, съемка поверхности Земли по заказу, выполнение различных рекламных проектов съемка фильмов, клипов и рекламных роликов. Согласно расценкам недельное пребывание на «Мире» обошлось бы потенциальному туристу в 20-40 миллионов долларов. Вообще-то сложилась пикантная ситуация.

Модуль «Кристалл» в составе орбитального комплекса 17 июня 1990 года была внеплановая внекорабельная деятельность ВКД из-за того, что у прилетевшего «Союза ТМ-9» оторвалась экранно-вакуумная термоизоляция. И произошла неприятная авария по вине члена ЭО-6 Александра Баландина — он открыл люк раньше, чем внутри шлюзового отсека упало давление, и крышка с силой распахнулась, повредив петлю. В ЦУП о произошедшем космонавты не доложили, а когда попытались после тяжёлой 6-часовой работы вернуться на станцию — люк не доходил несчастные 1,5 мм до закрытия. Чинить его пробовали во время ЭО-7 30 октября, но повреждения оказались сильнее прогнозируемых и ремонт отложили на долю ЭО-8, починившей злополучный люк 10 декабря. В сумме в трёх ВКД на ремонт ушло почти 12 часов. И всё бы ничего, но… во время выхода 26 января космонавты умудрились повредить антенну системы стыковки «Курс» и не заметили это. Выяснилось это при попытке стыковки «Прогресса М-9». Опять внеплановая ВКД. Экспедиция ЭО-9 опять началась с проблем со стыковкой — с одной стороны сломалась система «Курс» на «Союзе ТМ-12», с другой снова поломка в системе управления движением «Мира» с отключением гиродинов. Сломанную предшественниками антенну «Курса» на модуле «Квант» чинили 25 июня 1991. Вскоре снова столкнулись с проблемами со стыковкой — «Прогресс М-10» 19 октября не смогли принять из-за ошибки наземных служб, а 21-го электроника выдала неправильные поправки, но тут уже операторы не сплоховали и довели грузовик до станции. В январе 1992-го снова был отказ гиродинов. Как уже писал выше, финансирование упало до таких объёмов, что в случае чего денег не было банально затопить станцию! Чтобы «Мир» жил, предлагались разные варианты отказа от тех или иных экспериментов, программ, от запуска новых модулей. Дошло до того, что в привозимых «Прогрессами» пайках не хватало продуктов. Для сбора средств космонавтам пришлось в 1996-ом даже рекламировать Pepsi во время ВКД. Снова отмечу, что первоначальный заложенный срок жизни станции в 3 года был пересечён и требовался ремонт. Кроме описанных проблем выше, до 1994-го были ещё отказы «Курса», гиродинов ради установки новых пришлось даже демонтировать сауну , бортовой электроники. Космонавты чинили систему регенерации воды, выработки кислорода, системы связи. Были отказы и «Союзов», и скафандров. Опаснее была стыковка «Прогресса М-24», при которой из-за автоколебаний грузовик легко, но всё-таки 4 раза ударился о корпус «Мира» и солнечные панели. Реклама Pepsi на «Мире» Действительно серьёзные неприятности у «Мира» случились 11 октября 1994. Солнечные панели к тому времени износились и всё меньше и меньше вырабатывали электричества. В ночное время сам собой включился дистиллятор, сожравший энергию, из-за чего в базовом блоке и «Кванте-2» отключились гиродины. Станция потеряла ориентацию и при выходе на Солнце свет не попадал на панели. Быстро кончился заряд аккумуляторов, из всего освещения работала лишь одна лампа, отключилась связь. С помощью движков «Союза» удалось развернуть «Мир» к свету. Борьба за станцию длилась трое суток, но многие системы запустили позже, в том числе генерации кислорода «Электрон». Чтобы не задохнуться, использовали кислородные шашки ТГК. Одна из них оказалась бракованной и загорелась, благо успели быстро потушить. Генерация кислорода происходила во время химической реакции с температурой 400 градусов 3 июня 1995 к «Миру» пристыковался исследовательский модуль 77КСО «Спектр». Он вполне себе нормально дошёл, но получил сильный удар, когда с одного стыковочного узла на другой переставляли «Кристалл», третий раз за эксплуатацию ради стыковки с шаттлами потом его ещё перестыковывали.

После медосмотра их на вертолете доставили в аэропорт Астаны, а затем - самолетом в аэропорт Чкаловский, где их встречали представители госкомиссии, занимающиеся вопросами космической деятельности, коллеги-космонавты, родные и близкие. Здесь им придется пройти месячную реабилитацию. По словам врачей, состояние здоровья космонавтов в норме. Однако требуется цикл медицинских мероприятий, направленных на их адаптацию к земным условиям. Как отметил командир экспедиции Сергей Залетин, несмотря на то что "Мир" находится на орбите уже более 14 лет, он остается в хорошем рабочем состоянии. Сейчас в космический комплекс входит шесть модулей, в которых размещено около 12 тонн оборудования, созданного специалистами из 27 стран.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий