Олонхо

Самый объемный переведенный эпос – Олонхо Платона Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» на английском языке – 36000 стихотворных строк. Ежегодно 25 ноября в Якутии отмечается День Олонхо и начинается его декада. Ежегодно 25 ноября в Якутии отмечается День Олонхо и начинается его декада. Цель статьи состоит в системном анализе категории иного пространства в якутском героическом эпосе, в частности в олонхо вилюйской эпической традиции. Сравнительное изучение олонхо и эпосов алтае-саянских народов имеет солидную базу, основу которой составляют исследования извест-ного фольклориста, эпосоведа И.В. Пухова.

Древняя земля Олонхо и ее контрасты

В этом году Ысыах прошёл в Олёкминском районе, в рамках которого по традиции состоялся республиканский конкурс исполнителей Олонхо среди детей, молодёжи и взрослых исполнителей. В течение трёх дней участники исполняли героический эпос. Самое главное радует то, что в конкурсе в категории «молодёжь» приняли участие 20 человек. Уверен в том, что они в будущем станут именитыми сказителями. В нашей республике работа по сохранению и развитию Олонхо ведётся по трём основным направлениям. Так, в Якутске работает Театр Олонхо, который ставит спектакли по мотивам якутского эпоса. Последняя работа театра — комедийный молодёжный спектакль по Олонхо знаменитого Амгинского сказителя Тимофея Захарова — Чээбий «Ала Булкун». Спектакли по якутскому эпосу ставятся на сценах мировых театров, завоевывая любовь и признание зрителей всего мира.

Звали его богатырь Кюн Дьирибинэ, «Солнцезарный», имеющий богатырского сивой масти коня Кёнэ Кёгёччёр. Туйарыма Kyo Вместе с ним росла его сестра — светлоликая, лучезарная, с девятисаженной косой, Туйарыма Куо — девушка красоты невиданной, доброты неслыханной. Нижний мир С непримиримо-негостеприимно сумрачными метельными небесами, мутными, как недоваренная уха, с бушующими темными вихрями в бедственной топи подземной тьмы был сотворён Нижний мир.

Богатырь абасы В этой стране жил одноглазый, с пастью бездонной, подобной пещере, с одной ноздрёй на длинном носу, редкозубый Уот Усутакы. Девушка абасы Кыскыйдан Куо Сестра его — хвост из дымокура, рваная пола из лохмотьев, хищные когти — Кыскыйдан Куо. Богатырь абасы похищает луноликую Туйарыму Куо Низвергающий огонь из поганой пасти богатырь абасы Уот Усутакы схватил луноликую, с девятисаженной косой Туйарыму Куо, опоясавшись ею же, бросил её поперёк коня, и в мгновение ока скрылся в Нижнем мире. Буря В этот миг на землю пала смертоносная круговерть вихрей, вскипел туман белой пеленой непроглядной, закружились девять бедоносных смерчей. Но он попал в ловко расставленные сети сына абасы. Козни колдовские оказались сильнее. Юрюнг Уолан На помощь луноликой Туйарыме Куо спешит прославленный юноша-богатырь Юрюнг Уолан на Мотыльково-белом коне, летающем поверх изгороди столбовой трёхжердой. Гибнет он в подземном мире. Распалась кость его тонкая, не выдержав чар колдовских.

Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои — в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве. Это вообще был разнородный элемент — не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские — через смешанные браки. Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как «свои слова».

Это вообще был разнородный элемент — не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские — через смешанные браки. Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как «свои слова». Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, «тэриэккэ» тарелка , «хобордоох» сковорода , «чааскы» чашка. Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть.

Айсен Николаев: Олонхо – гордость якутского народа

По оценкам историков, «возраст» Олонхо превышает 1200 лет. Эпос состоит из множества больших сказаний. Аннотация: Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо. 1 неделя Олонхо «Ньургун Боотур – Стремительный» Знакомство с героем олонхо. Чтение отрывка из олонхо в переводе. Чтение отрывка, описание богатыря, показ иллюстраций. Олонхо — это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения. Признан памятником нематериального наследия ЮНЕСКО. Олонхо. Нюргун Боотур Стремительный. Песнь Первая. Песня Горбатой Бёгёлюкээн. Сабыйа Баай Хотун. Благословение Айыысыт.

День Олонхо 25 ноября 2023 года! Вспоминая первую постановку спектакля олонхо за рубежом…

Олонхо «Эр Соготох» «Муж одинокой» распространено в центральных районах. Герой считается первозданным якутским богатырем, а сказание о нем – старейшим из олонхо. В олонхо важна импровизация и вхождение в состояние турук — транс. "Не обязательно исполнять олонхо по книге, слово в слово, здесь приветствуется импровизация, мастерство. Для якутов это олонхо — слово обозначает как традицию сочинения и исполнения эпических произведений, так и собственно поэмы, исполняемые сказителями (олонхосутами). олонхо, состоящий из множества больших сказаний.

Консультация «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»

Как во всех эпических преданиях мира, герои олонхо сильны, добры, благородны. Напротив, антигерои-абаасы — воплощение всех пороков: злобы, похоти, жадности, мстительности. В богатом якутском фольклоре особенно распространен древнейший героический эпос олонхо, состоящий из множества сказаний, историй и мифов. И. В. Пухов систематизировал образы якутского героического эпоса на основе 68 текстов олонхо. В 1962 г. вышла его монография «Якутский героический эпос олонхо. древний эпос народа Саха. В переводе с якутского языка Олонхо означает " То что было." В Олонхо описывается весь древний мир удивительного народа Саха. олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», соответствует Скандинавскому полуострову. есть энциклопедия мудрости, его искусства и поэзии.

Олонхо - Olonkho

Песни олонхо повествуют о богатырях — потомках богов, изгнанных из Верхнего мира, героически сражающихся с абаасами, защищая семью и племя. Сравнительное изучение олонхо и эпосов алтае-саянских народов имеет солидную базу, основу которой составляют исследования извест-ного фольклориста, эпосоведа И.В. Пухова. Ежегодно 25 ноября в Якутии отмечается День Олонхо и начинается его декада. Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО». олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», соответствует Скандинавскому полуострову.

День Олонхо 25 ноября 2023 года! Вспоминая первую постановку спектакля олонхо за рубежом…

Ежегодно в Ысыахе Олонхо принимают участие хранители народных традиций не только со всей республики, но из-за ее пределов. А до 2027 года будет создана единая система Домов Олонхо под эгидой Арктического центра эпосов и искусств. В юбилейный год также состоится переиздание полного собрания олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» и новая постановка национальной оперы по его мотивам.

Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. Из исторических преданий якутов и бурят видно, что последним монгольским племенем, с которым сталкивались якуты вероятно, в северном Прибайкалье , были буряты. Это могло происходить не позднее XV в. Между этими довольно удаленными датами и надо искать первоначальные истоки олонхо. Учитывая, что в олонхо имеются отзвуки связей с древними тюрками, вполне возможно, что эти «истоки» восходят к концу первого тысячелетия, где-то около VIII—IX вв. Стадиально якутский эпос относится к позднеродовому периоду. О том, что это эпос родового периода, свидетельствуют, например, мифология олонхо, отражающая патриархально-родовые отношения, пережитки анимистических взглядов, сюжеты борьба с чудовищами , пережитки общеродового дележа добычи сохранившиеся в некоторых олонхо , экзогамный брак. Об этом же говорят лук и стрелы как оружие боя и орудие труда на охоте.

А на то, что это эпос позднеродового периода — времени «военной демократии» у тюрко-монгольских народов Сибири указывает характер скотоводческой деятельности героев — преобладание развитого скотоводства, особенно коневодства: богатырь верхом на коне, конь его главный друг и помощник. Наоборот, его противник часто рисуется на быке в санной упряжке или верхом на чудовищном звере. Рыболовство и охота — в тени, на втором плане герой охотится только в начале своей жизни. Родовое общество фактически разделено на героев родовых аристократов и вождей и их челядь — домашних рабов, которые принадлежат к неполноценным членам семьи и общества. Герой — вождь всего своего племени, младшие богатыри ему безусловно подчиняются. Есть признаки начавшегося разделения труда — выделен кузнец и кузнечное ремесло. Кузнецы куют железные предметы труда и боя. О том, что олонхо — эпос позднеродового периода, говорит и довольно высоко развитая и стройная религиозная система. Добрым божеством противостоят злые подземные божества мир дуалистичен во главе с Арсан Дуолаем.

В 1938 году была организована Вилюйская фольклорная экспедиция. Они собрали огромный материал по фольклору и этнографии, диалектологии якутов, в том числе тексты олонхо. С 1990 годов возрос интерес к эпическому наследию народа саха. В 1993 году была принята программа «Олонхо», в 1999 году организована общественная организация «Ассоциация олонхо». В 2009 году был принят закон об эпическом наследии коренных народов РС Я , начали строить Арктический центр. Театр одного актёра А исполнение олонхо — это театр одного актера. Всех персонажей — абаасы, богатырей, красавиц, мифических существ изображает один актёр. Его исполнителями всегда были мужчины, так как это — очень трудоёмкое занятие: длилось оно нередко по несколько суток, к тому же олонхосут много путешествовал, делился творчеством с соотечественниками, а женщина, как хранительница очага, не могла себе этого позволить. В олонхо очень сильный мифологический пласт — Верхний мир, Средний мир, Нижний мир, божества, абаасы. Герои олицетворяют айыы айма5а — божественное начало в человеке. Они борются не с внешними врагами, а с темными силами абаасы — в этом отличительная черта якутского эпоса. Сила его воздействия имеет большие связи с религиозными воззрениями якутов.

Зверев, Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола, работавший уже в советское время, также был известным олонхосутом. По мотивам олонхо Нюргун Боотур Стремительный создал одноимённую драму. Одним из последних представителей современных олонхосутов является Петр Егорович Решетников из Таттинского улуса. Зрители ознакомились с яркой палитрой культурного наследия разных народов мира. На фестивале были представлены фольклор семейских бурят, монгольское пение Уртын Дуу и игра на национальном инструменте морин хуур, японский театр Ноо, корейское эпическое пение пансори, искусство киргизских акынов, игра на армянском национальном инструменте дудук, турецкая церемония мевлеви, китайская опера Кун Цю, азербайджанская музыкальная традиция Мугам. Фестиваль должен способствовать распространению информации о шедеврах устного и нематериального наследия человечества и приобщению детей и юношества к культурному многообразию. А наш якутский героический эпос Олонхо на этом фестивале представили известные олонхосуты Петр Решетников, Алексей Никифоров и Алик Шестаков, жители села Черкёх Таттинского улуса. Петр Егорович исполнил фрагмент Олонхо о том, как богатырь среднего мира общался с женщиной среднего мира. Алик, ученик 8 класса, исполнил сказание. Для якутской народной традиции характерно почитание священных объектов, имевшихся в каждой местности и у каждой территориальной группы. Во всех частях Якутии почитались и почитаются священные деревья. Согласно традиционным верованиям народа Саха, в таком дереве обитает дух-хозяйка земли Аан Дар-хан Хотун. Весной рядом со священными деревьями проводились обряды, посвященные духу-хозяйке земли, дерево украшали лентами и кропили кумысом, при этом просили духа-хозяйку местности, а также других добрых божеств языческого пантеона о ниспослании богатства и благополучия. В мифологии, отразившейся в якутском героическом эпосе, коновязь и мировое древо отождествляются и образуют мировую вертикаль. Согласно легендам, в стране первопредка якутов, расположенной в самом центре Среднего мира, растет дерево Аал Луук Мае, верхушка которого проросла в Верхний мир, а корни, достигают Нижнего мира. Вершина мирового древа является коновязью у небесного бога Джёсёгёй Айыы Тойона — подателя лошадей; корни этого же дерева используются как крючки в подземном доме божеств — подателей рогатого скота. Связь ритуальной коновязи сэргэ с идеей мирового древа прослеживается при изготовлении некоторых сэргэ из старых засохших деревьев. Такие коновязи имеют по несколько верхушек; одно из сэргэ данного типа сохранилось в местности Булгунньяхтаах Таттинского района. На нем вырезаны фигурки человека, лошади, коровы и орла, изображающие божеств якутского языческого пантеона. Мировое дерево. Священным деревом небесных божеств айыы считалась береза, ее использовали в качестве ритуального атрибута в обрядах жизненного цикла. Якуты верили, что деревья могут дать душу ребенку, так бесплодные женщины просили у дерева береза, лиственница со сросшейся наверху кроной — душу ребенка. У якутов существовал обряд «изготовления гнезда души ребенка», где на специальном восьмиствольном дереве сооружали гнездо для будущей души ребенка. Формула «дерево—птица» четко прослеживается в мифо—ритуальной культуре якутов. Душу представляли в образе птицы, а мотив творения из яйца наиболее четко был выражен в шаманской мифологии. Судя по мифам, орел высиживал шаманов на священной березе лиственнице , при создании первого шамана Айыы Тойон вырастил у себя священное дерево с восемью разветвлениями, между его ветвями живут светлые духи- люди, дети самого Творца — это и есть мировое дерево. В эпической традиции его называли аал лук мас: оно проросло насквозь все небеса, а корень его пророс сквозь землю, таким образом, соединив все три мира. Символом такого дерева служили культовые сооружения на празднике Ысыах— ритуале кропления кумысом небесным божествам айыы и духам природы. Этот праздник проходил летом и был религиозным родовым молением Небу, Земле, Воде. Здесь совершались бескровные жертвоприношения, возлияние кумысом верховным божествам, отпускали на волю жертвенное животное — ытык лошадь белой масти с тем чтобы божества айыы и духа — иччи приносили и в будущем богатство и удачу якутскому роду. После обряда кропления устраивали ритуальную трапезу, ритуальные игры — гадания, конные скачки и обрядовый танец —осуохай. Ысыах был связан с идеей первотворения Вселенной и человека, происхождение праздника проецируется на миф об Эллэе — культурном герое, своеобразном первопредке народа саха. Все культурные блага создаются руками Эллэя он кузнец, горшечник, строитель, проповедник новой религии, связанной с культом айыы. Орто Дойду и Нижнем якут. Аллараа Дойду. В середине мироздания находится Аал Луук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира. Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох букв. Муж Одинокий.

Консультация «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»

Здесь также проводят детские соревнования по якутским видам спорта. Победители награждаются ценными призами. Почему каждому стоит посетить это место? Дворец Олонхола - одно из самых лучших мест отдыха для жителей и гостей столицы Якутии. Здесь в полной мере можно насладиться неповторимой красотой природы, а также получить эстетическое удовольствие от созерцания величественного и сказочного сооружения. Если вы не знаете, как добраться до Олонхо, то вы можете обратиться к нам для разработки вашего маршрута. Мы поможем вам выбрать оптимальный вариант, который бы соответствовал вашим потребностям.

Нижний мир покрыт таким не просыхающим болотом, что даже насекомые увязают в нем. Здесь растут уродливые железные деревья.

Слайд 20 Нижняя страна населена особыми племенами — абаасы, духи-пожиратели, действию которых и приписывали разные болезни. В Олонхо абаасы выступают как существа, подобные людям, с человеческими страстями и потребностями. Вид у них безобразный, как правило, они одноноги или одноруки. Они враждуют с людьми, причиняют им зло, похищают женщин и девушек, напрашиваются в женихи и зятья. Злые духи абаасы Слайд 21 Главой племени абаасы считается старик Арсан Дуолай. Слайд 22 В Олонхо по велению Юрюнг Айыы для защиты жителей среднего мира от нападений абаасы поселились на земле могущественные богатыри. Борьба земных богатырей с богатырями абаас составляет основу сюжета героического эпоса якутов. Слайд 23 Олонхо, как все устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностями в деле возрождения общей духовной культуры.

В Олонхо ставятся и разрешаются важные жизненные и нравственные проблемы. Главный идейный стержень — победа добра над злом. По теме: методические разработки, презентации и конспекты.

Только в Якутии можно встретить розовую чайку, в озерах и реках поймать налима, хариуса, омуля, чира, тайменя. В Якутии живут представители более ста народностей со своим неповторимым жизненным укладом и самобытным этносом. За многие тысячелетия они сформировали на территории республики уникальную культурную среду. Познакомиться с малой толикой якутских богатств удалось участникам международной конференции по событийному туризму, организованной Ростуризмом совместно с Правительством Республики Саха Якутия.

Что еще почитать?

Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте Вполне возможно, что далекие предки якутов жили или распространяли свой ареал и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои — в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий.

Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве.

Олонхо – шедевр мирового наследия

древний эпос народа Саха. В переводе с якутского языка Олонхо означает " То что было." В Олонхо описывается весь древний мир удивительного народа Саха. Эпос Олонхо состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен — 10—15, а иногда и более тысяч стихотворных строк. Дом Олонхо является центром духовной и культурной жизни района. Деятельность «Дом Олонхо» направлена на сохранение, пропаганде и развитию культурного наследия народа Саха. это серия героических эпических сказок якутов и одно из древнейших эпических искусств тюркских народов. Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО». Словом «олонхо», означающим «то, что было» (как и русское «былина»), называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк.

Олонхо гиперборейский богатырский эпос народа Саха

Не осталось ни травы, ни деревьев вокруг. Земля стонала под их богатырскими пятами. Противостояние богатырей Тридцать дней и тридцать ночей бились они на равных в дикой драке, жестоком раздоре. Однако наступил миг, когда пыл их умерился, ярость ослабла, силы иссякли. От битвы смертельной устали они, не в силах продолжать дальше. Так и стояли они, обессилев, в изнеможении, опираясь друг о друга лбами. Белая Айы Умсур удаганка Вызволить из беды брата спустилась на землю из Верхнего мира Айы Умсур удаганка, спасительница восьми небес, покровительница девяти небес, озаряя небо сверкающей бахромой наряда, ударяя в бубен, и протянула Нюргун Ботуру волшебную плётку, нараспев выговаривая колдовские слова.

Окропил живой водой брата Юрюнг Уолана, оживил. Луноликую Туйарыму Куо вместе с 39 богатырями айы вызволил из тьмы подземной. Возвращение Прославленный юноша-богатырь Юрюнг Уолан на Мотыльково-белом коне вернулся в благословенное лоно матушки-земли вместе с невестой своей, луноликой Туйарымой Куо, достойной подругой жизни. Свадебный пир Сказывают, девять дней и ночей продолжался свадебный пир. Неиссякаемое изобилие и благодать установились на земле.

Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон якут. К н Дь h г й , богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных — Иэйиэхсит и Айыысыт якут. Айыыhыт и др.

Исполнение олонхо Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно, тексты сказители знали наизусть. Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, так как развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами.

Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи белые журавли , через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил. В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях. Известные сказители Олонхо Один из основоположников современной якутской литературы и поэзии Ойунский, Платон Алексеевич был страстным любителем и популяризатором олонхо. В юности он сам был известным олонхосутом. Именно он записал самый известный якутский олонхо - Нюргун Боотур Стремительный.

Зверев, Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола работавший уже в советское время также был известным олонхосутом. По мотивам олонхо Нюргун Боотур Стремительный создал одноименную драму. Одним из последних представителей современных олонхосутов является Петр Егорович Решетников из Таттинского улуса Исследователи Олонхо Ойунский, Платон Алексеевич — якутский советский писатель и общественный деятель. Илларионов, Василий Васильевич — якутский фольклорист, профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Саха Якутия. Материалы этих исследователей можно поискать и изучить, если вы серьёзно занимаетесь изучением культуры малых народов, в частности якутов. Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно тексты сказители знали наизусть. При этом речевая часть изобилует, так как развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением.

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар, и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Олонхо — это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения. Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили или распространяли свой ареал и намного западнее Прибайкалья.

Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Происхождение якутов от курыканов доказывает в ряде работ академик А.

Целью исследования является определение элементов архаического, древнего и средневековых элементов олонхо и определения приблизительного периода их появления в различных сюжетах олонхо. Методы исследования.

Нами проведен обзор доступной литературы по якутскому эпосоведению, популяционной генетике, истории и этногенезу саха. При датировании времени появления олонхо нами использован метод, предложенный П. Картина современного представления об этногенезе саха составлена на основе анализа новейших исторических, археологических, генетических, гуманитарных данных, также собственных исследований по данному вопросу.

Они могут быть использованы для декорации интерьера, создания уникальных подарков или в качестве иллюстраций к статьям и публикациям о якутской культуре.

В Якутии отмечается День Олонхо

Это был большой труд, это не как приключенческую повесть или любовные истории читать. Олонхо так просто не осилишь — это не Чехов, скажем так. Но я прочел все. Многое оттуда понял, например, историю народа саха, научился поражаться, удивляться тому, насколько олонхо — огромная, высокая культура. Олонхо стало жить во мне, а я — в олонхо. До меня стало доходить, что олонхо — это и история народа, его философия, и конечно же, поэзия. Описания природы в «Ньургун Боотур Стремительный» — это просто шедевры народной поэзии саха. Просто надо уметь расшифровывать. Я, например, как владеющий русским языком, никогда не смогу прочитать на нем. Мой мозг не воспринимает. Я не узнаю ничего практически.

Ну, это мое субъективное отношение. Допустим, вот лежит хлеб, а вот эрзац, и я буду есть настоящий хлеб, а не эрзац. Если я умею читать и наслаждаться на языке оригинала, то зачем мне читать перевод? Искусственное олонхо. За основу взят просто «Ньургун Боотур» одного из трех братьев Оросиных — Константина, это и есть оригинальное олонхо. Так как «Ньургун Боотур стремительный» повлиял на все мое мировоззрение, я захотел прочесть оригинал, но найти его невозможно, но я все-таки его раздобыл, хотя прочитать его так и не удалось — один экземпляр пропал, второй попросила сотрудница института Олонхо. Но надеюсь, что сделаю это. У меня начет него большие гипотезы. Об этом писали в «Хотугу сулус». Этот вариант молодые олонховеды не видели и не читали.

Тэрис полагал, что «Ньургун Боотур» Оросина — каноническое олонхо, текст которого нельзя было менять, и вполне историческое, а Тэрис никогда не говорил неправду. Кто знает, возможно, в старину все олонхо подпадали в статус канонических. К сожалению, сейчас мы об этом мало что знаем и понимаем.

Олонхо-богатырь Олонхол известен не только в Якутии, но и во всей стране. Он имеет свой дворец, который расположен на самой высокой точке Якутска, в местности Чыбыдаах Суоре. В этом дворце находится его трон, который является одним из самых высоких на планете. На самом верху трона располагается золотая цепь, которую поднимали на плечи Олонхола во время торжественных церемоний. Каждый кто был в Олонхо отмечает его величественную красоту. Местная традиция, которая не оставит туристов равнодушными На территории дворца Олонхола также находится его храм, в который по старинным якутским традициям ежегодно 21 июня по лунному календарю в день летнего солнцестояния проводят обряд жертвоприношения Огню.

Перед ритуалом с помощью специальных обрядов очищают все семь священных источников дворца, что позволяет наполнить энергией воды из священного источника силы и здоровья.

Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты сказители олонхо в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными. Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: «бесчисленное множество». Подсчет всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднен. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое.

Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания. Истоки Якутские олонхо — эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. Из исторических преданий якутов и бурят видно, что последним монгольским племенем, с которым сталкивались якуты вероятно, в северном Прибайкалье , были буряты. Это могло происходить не позднее XV в.

Между этими довольно удаленными датами и надо искать первоначальные истоки олонхо. Учитывая, что в олонхо имеются отзвуки связей с древними тюрками, вполне возможно, что эти «истоки» восходят к концу первого тысячелетия, где-то около VIII—IX вв. Стадиально якутский эпос относится к позднеродовому периоду. О том, что это эпос родового периода, свидетельствуют, например, мифология олонхо, отражающая патриархально-родовые отношения, пережитки анимистических взглядов, сюжеты борьба с чудовищами , пережитки общеродового дележа добычи сохранившиеся в некоторых олонхо , экзогамный брак. Об этом же говорят лук и стрелы как оружие боя и орудие труда на охоте. А на то, что это эпос позднеродового периода — времени «военной демократии» у тюрко-монгольских народов Сибири указывает характер скотоводческой деятельности героев — преобладание развитого скотоводства, особенно коневодства: богатырь верхом на коне, конь его главный друг и помощник.

С этой целью олонхосуты добавляли детали, увеличивали и усложняли изобразительные средства например, прибавляли дополнительные сравнения — словом, прибегали к бесконечным нанизываниям «украшательских» приемов. Это требовало от олонхосута не только виртуозного мастерства чем П. Ойунский располагал в избытке , огромной памяти и это у него было , но и колоссальной тренировки, беспрерывной практики в пении олонхо а вот этого как раз взрослому Ойунскому и не хватало. Дело в том, что все эти «украшательские» приемы, различные описания олонхосуты не просто выдумывали за столом в порядке импровизации хотя импровизаторский талант требовался и был присущ якутским олонхосутам , но они в готовом или в почти готовом виде во множестве витали «в воздухе олонхо». И опытный, натренированный мастер в процессе пения и декламации вставлял их в свой текст, «приклеивал» их так, что они органически входили в олонхо как давно напетое целое.

Были совершенно изумительные мастера подобных «импровизированных» бесконечных описаний. Этим славился, например, борогонский олонхосут из Бярть-Усовского наслега Иван Охлопков, по прозвищу «Чочойбох» [39]. Есть рассказ о том, как однажды он пел олонхо в Якутске у местных богачей. Он так затянул вступительное описание, что не закончил его даже к полуночи, доведя его только до описания «кёхё» вешалок в юрте. Другими словами, за 5—6 часов И.

Охлопков продекламировал только около трех четвертей вступительного описания и не спел ни одной песни, не рассказал ни одного сюжета. Другой путь увеличения размера олонхо, практиковавшийся олонхосутами, — это контаминация сюжетов. В основной сюжет вкрапливали дополнительные из других олонхо. Это практиковалось, когда и у олонхосутов, и у слушателей времени было много. Ойунский, по-видимому, шел больше по второму пути, так как описания в его олонхо по объему, в общем, не превышают обычные.

Это не значит, что у него мало описаний. Наоборот, у него можно сказать, полный набор всевозможных описаний, но они не так изощрены, не так осложнены, как, скажем, у Д. Говорова или как рассказывают у Ивана Охлопкова. Среди записанных олонхо есть одно, которое можно считать основой олонхо Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный». Это — олонхо, тоже «Нюргун Боотур Стремительный», записанное малограмотным якутом К.

Оросиным [40] в 1895 г. Пекарского — впоследствии знаменитого ученого. Пекарский провел над рукописью К. Оросина большую текстологическую работу и поместил в своих «Образцах» [41]. Интересно, что все остальные записанные олонхо под тем же названием «Нюргун Боотур» не имеют никакого отношения к сюжету олонхо К.

Оросина и П. В советское время известный фольклорист Г. Эргис выпустил это олонхо отдельным изданием, разбив текст на стихи но не затронув основы текстологической работы Э. Пекарского и снабдив параллельным переводом на русский язык и научным аппаратом [42]. Прежде всего, интересно свидетельство Э.

Пекарского, что это олонхо К. Оросин усвоил от одного олонхосута из Жулейского наслега [43] родного наслега П. Это значит, что варианты Оросина и Ойунского имеют один источник. Сличение текста олонхо показывает, что это действительно варианты одного и того же олонхо. Я здесь не затрагиваю все сходства и различия этих двух олонхо, остановлюсь лишь на главном.

Спуск с неба на землю Нюргун Боотура для защиты людей, борьба Нюргун Боотура и его брата Юрюнг Уолана с чудовищем Уот Усутаакы, спасение богатырей, плененных и заточенных в подземном мире и много других моментов, а также связанные с ними описания и песни богатырей в основном идентичны. Это бывает только в олонхо, бытующих в одной певческой среде, когда несколько олонхосутов, вышедших из одного или соседних наслегов, поют один исходный текст. Но в варианте П. Ойунского много сюжетов, частных деталей и описаний, отсутствующих в варианте К. Укажу главные.

В олонхо Оросина нет, например, сюжетов, связанных с борьбой против богатыря Уот Усуму, нет также сюжетов, связанных с рождением, ростом и борьбой молодого богатыря Ого Тулайаха — сына Юрюнг Уолана и Туйаарымы Куо. В олонхо Оросина нет и эпизодов, связанных с тунгусским богатырем Бохсоголлой Боотуром. Сейчас трудно сказать, были ли эти сюжеты исконными в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» или Ойунский их взял из других олонхо. Во всяком случае, надо иметь в виду, что в поэтическом вступлении к своему олонхо он пишет, что «Нюргун Боотур Стремительный» создан «из тридцати олонхо». Что он будто бы создал свое олонхо «из тридцати олонхо» — поэтическая гипербола, да и цифра «тридцать» — «эпическая» цифра.

Между прочим, в прошлом подобная гипербола бытовала и среди народных олонхосутов. Чтобы показать, как велико и значительно их олонхо, олонхосуты говорили: «Э-э, я создал его, соединив тридцать олонхо». Даже с учетом этого, надо признать, что Ойунский в свое олонхо ввел сюжеты и из других олонхо. Это, как уже говорилось, практика, характерная и традиционная для якутских олонхосутов. Можно сказать с большой вероятностью, что сюжет о рабе Суодалбе Ойунский взял из олонхо «Шаманки Уолумар и Айгыр» [44].

Причем, в этом олонхо Суодалба — дядя молодых богатырей, у Ойунского же он — богатырь-слуга, в которого превращается герой Нюргун Боотур. Обычно герой, прибыв к невесте, из-за которой идет борьба, маскируется и обращается в мальчика-раба, сына старухи Симэхсин. Он это проделывает для того, чтобы враги, прибывшие к невесте раньше его, на первых порах не заметили его появления и не приняли первыми каких-либо решительных мер. В олонхо «Шаманки Уолумар и Айгыр» образ Суодалбы связан с авункулатом [45] — почитанием дяди по матери и помощью его своим родственникам. Интересно, что авункул Суодалба в олонхо о шаманках превращен фактически в раба, не только опекающего своих племянников, ведущего за них всю борьбу, но и безропотно выполняющего все их прихоти.

И только в самом конце олонхо раб Суодалба восстает и уходит от своих молодых племянников-хозяев. Этот замечательный образ могучего раба П. Ойунский а, возможно, и его предшественники из Жулейского или соседних наслегов использовал в своем олонхо. О том, что образ Суодалбы в «Нюргун Боотуре Стремительном» именно введен из другого олонхо, говорит тот факт, что превращение героя в мальчика-раба — исконный сюжет во всех олонхо в данной ситуации. Но вот что характерно: образ Суодалбы в «Нюргун Боотуре» не кажется каким-то привнесенным извне.

Он слит со всем контекстом олонхо. Таковы особенности олонхо и исключительное мастерство якутских олонхосутов. В варианте Ойунского во вступительной части есть замечательная картина войны богов и раздел ими трех миров. Эта картина отсутствует не только в варианте Оросина, но и во всех известных мне олонхо. Видимо, этот эпизод когда-то был в олонхо, потом забылся и восстановлен П.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий