Татарский новый год когда

Новогодняя трапеза В мусульманский Новый год едят продукты и блюда, имеющие символичное значение. Накануне Нового года мусульмане готовят традиционный кускус с бараниной, а в праздник на обед подают суп из баранины и мясное блюдо.

Татарский Новый год: Кыш Бабай+эчпочмак

Как празднуют Новый год в Татарстане Хотя отмечать Новый год 1 января в Российской империи начали еще при Петре Первом, по-настоящему повсеместным этот праздник стал.
Как празднуют Новый год в Татарстане? новый год — новый год, праздник наступления нового года, главный календарный праздник многих народов.

Когда встречают новый год в Татарстане

Сабантуй привнесен в жизнь татарского народа из Китая или Монголии О. Ковалевский, Н. Катанов, Н. Семенов, отчасти — М. Хабибуллин ; 2. Он зародился в Волжской Булгарии как земледельческий праздник в честь начала весенних полевых работ Н. Загоскин, Ф. Валеев, А.

Халиков, Я. Ханбиков, Я. Аб-дуллин ; 3. Первоначально он был праздником кочевников-скотоводов и связан с их тенгрианскими верованиями, имеющими хуннское и древнетюркское происхождение. Анализ археологических и письменных источников, сопоставление обычаев и обрядов тюркских и родственных им этносов показывает, что третья версия является наиболее продуктивной для решения проблемы генезиса Сабантуя и его обрядового комплекса. При этом болгарский период является лишь одним из этапов развития Сабантуя. Это находит подтверждение в существовании праздника идентичного татарскому — «Сабан той» у карача-ево-балкарцев, кумыков, ногайцев — этносов, родственных волжским булгарам.

Универсальность смысла тенгрианских обрядов, заключавшихся в поклонении Солнцу и весенних родовых молениях о ниспослании приплода скоту и богатого урожая, позволили Сабантую позже приобрести черты аграрного праздника. Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются: бег, национальная борьба — курэш, конные скачки и прыжки. В более поздний период под влиянием местных земледельческих финно-угорских и русского народов появились другие виды состязаний лазание на шест, хождение по бревну, бег с ведрами. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья Гырны-пото-на у удмуртов, Ака-пайрема у мари, чувашского Ака-туя и др. Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с Природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакрально-эротический характер.

В этом контексте «туй» следует толковать именно как «свадьбу». В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодородия земли и плодовитости скота. Мотив одаривания, являющегося заменой жертвоприношения, стал основой сбора подарков юношами, которых называли «бирна дыючы» или «солге дыючы». Сбор сопровождался играми, становился своеобразной прелюдией праздника. Дары же участниками осмысливались как объекты, наделенные магической силой, призванной помочь выполнению желаний как дарителя, так и получателя. Этому подчинен главный принцип народного торжества — никто не должен уйти с майдана без подарка. Такое значение имели и сабантуй-ные дары — вышитые белые полотенца, платки, яйца и главный приз — баран, предназначенный батыру Сабантуя.

Обязательно награждали бегуна, повредившего ногу и коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. В этом незначительном, на первый взгляд, ритуале ярко отражена гуманность народа: скакуны, в упорной борьбе преодолевшие дистанцию, своим стремительным бегом доставили людям радость, следовательно, они заслуживают похвалы, одобрения. Этот ритуал, известный как «конь надежды», имеет и другой, более глубокий смысл, реально отражающий обычаи татарского народа. Он связан с желанием отогнать нависшую беду данью душам покойных предков, а также с надеждой и оптимизмом. Такое понимание этого ритуала мы находим в фольклоре, в произведениях татарских писателей и поэтов. Следует подчеркнуть, что татарский народ сумел глубоко и естественно вплести истинный тенгрианский смысл, первичные мотивы бесценного обряда в ткань Сабантуя.

Поэтому духовенство, другие противники этого праздника, и даже исследователи более позднего времени, стали воспринимать его только как праздник на- ционального искусства и спорта с обильными угощениями, праздник начала весенних полевых работ. Это позволило Сабантую, возникнув в древние языческие времена в тюркоязычной среде, кочевать из века в век, обогащаясь в ходе своего развития новыми формами и содержанием. Сабантуй сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа — песни и пляски, игры, состязания и «самобытные» физические упражнения. Практика сабантуев последних десятилетий показывает, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и международных видов спортивных состязаний и игр. Возрождаются и такие его традиции, как проведение конкурсов чэчэ-нов — народных сказителей, певцов и поэтов, древних игр молодежи, плясок, сопровождаемых народными песнями, хороводами. Несомненно воспитательное значение праздника Сабантуй. Прежде всего оно выражается в том, что каждый человек проявляет себя и как зритель, и как активный участник всех его обрядов, что делает праздник важной формой этнопедагогики, определяя неугасающий, все более растущий к нему интерес не только татарского народа, но и представителей других национальностей.

Более того, Сабантуй, как главный праздник татарского народа, синтезирует все основные народные праздники, включая и многие древние обряды семейных праздников татар.

Другие обряды у татар, относящиеся к сезонно-аграрному циклу мифов, являются как бы вторичными по отношению к обрядам, связанным с солярными мифами, которые воплощают солнце, свет, тепло и плодородие и носят более архаичный характер. Сабантуй, Джиен и Нардуган, как эхо далеких веков, в календарной праздничной культуре татар, хотя и в видоизмененной форме, сохранились и сегодня, и занимают в ней ведущее место. В связи с этим, целесообразно рассмотреть их по отдельности. Празднование у татар Нового года, отмечавшегося, как и у древних тюрок и булгар, в марте, в дни весеннего равноденствия, также связано с поклонением Солнцу и Небу. Анализ компонентов главного национального праздника татарского народа Сабантуй свидетельствует, что он в полной мере соответствует празднику, отмечавшемуся хуннами, согласно китайским источникам, в «первой луне» нового года. Очевидно, Сабантуй и был первоначально таким новогодним праздником.

Он занял свое место в народном календаре волжских булгар и казанских татар как праздник в честь весны и начала весенне-полевых работ. Как и весенние праздники других тюркских народов, он олицетворял собой космический брак, то есть брак Человека и Природы. В этом качестве Сабантуй в Волжской Булгарии являлся примером синтеза степной кочевой и земледельческой оседлой культур. При этом он сохранил и все основные древние культовые компоненты, состоявшие из отправления коллективных обрядов. Они были направлены на обеспечение урожая, что, в свою очередь, связывалось со сменой типа хозяйствования. Основным видом деятельности вместо скотоводства у булгар стало земледелие. Тенгрианские культовые поклонения, жертвоприношения Солнцу и весенние моления с просьбами о плодородии земли келау кылу , таким образом, имели универсальный смысл и с переходом предков татар к оседлой жизни позволили Сабантую обрести черты аграрного праздника.

С принятием волжскими булгарами ислама и переориентацией идеологии ее правителей, Новый год стал отмечаться как праздник Науруз или Хамаль, Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 г. Григорианского календаря, когда Новый год стал отмечаться с 1 января, как праздник встречи весны у татар стал проводиться Науруз. В народном представлении Сабантуй, как и многие века назад, по-прежнему продолжает оставаться праздником весны и начала сева, а Нау-руз, как показывает практика его проведения в городах и селах республики, воспринимается как праздник проводов зимы и начала весны. Сохранение первоначального смысла праздника в народе можно объяснить, с одной стороны, устойчивостью древних обычаев, с другой — особенностью самого праздника, в котором особенно ярко отражена не только идея смены сезонов, но и преобладание в обрядах этого праздника магии плодородия. С 1920-х гг. Джиен, будучи летним родовым праздником, являлся вторым по своей значимос- ти после Сабантуя.

Есть все основания полагать, что первоначально основная часть праздника Джиен, с астрономической точки зрения, соответствовала дате летнего солнцестояния и была неразрывно связана с представлениями о середине годового пути Солнца, о границе между первой и второй половинами года, знаменуя собой переход от весеннего цветения к осеннему увяданию. Иными словами, Джиен можно считать преемником хуннского праздника, проводившегося в «пятой луне» с жертвоприношениями небу, земле и духам. Исследования, проведенные в 19601980-е гг. Хисамутдиновым и Н. Бурга-новой, выявили более 600 сел на территории Татарстана, где многие века отмечался Джиен. Установлено существование джиенов как определенных общественно-территориальных единиц, в первую очередь, в Заказанье. Здесь Г.

Хисамутдино-вым было отмечено существование 30 джиенных округов6, а Н. Бургановой — около 100 джиенов7, каждый из которых имел свою определенную территорию. В послеоктябрьский период роль джи-енов в общественной жизни татар постепенно ослабла, угасал сам обычай проведения этого праздника. Тем не менее в ряде местностей он проводился до 1950-х гг. В исчезновении Джиена свою роль сыграли политические и социально-экономические факторы: жесткий контроль со стороны партийных органов; урбанизация населения в процессе индустриализации и коллективизации; развитие нефтедобывающей промышленности; научно-техническая революция, в ходе которой появились новые высокоскоростные средства передвижения, средства связи и т. Свои богатые традиции Джиен передал Сабантую, празднование которого было перенесено на лето, примерно на то же время, когда проводился Джиен. Несмотря на это, обряды праздника сохранились во многих районах Республики Татарстан.

В 90-е гг. Благодаря усилиям энтузиастов, он стал возрождаться, но уже в новой форме джиены-вечера искусств, джи-ен татарской молодежи, джиен предпринимателей и др. Другими обрядами, составляющими систему летне-осенних праздников и связанными с летним солнцестоянием и осен-. Идеология и мифология всех этих аграрных праздников также органически связана с культом Тенгре. В основе идеологии и обрядового комплекса праздника Нардуган, проводившегося в дни зимнего солнцестояния, лежит идея поклонения солнечному божеству. Нардуган можно считать своеобразным преемником праздника хуннов, совершаемого в «девятой луне в день У» с жертвоприношениями небу и духам предков. В праздник Нардуган, когда день был самым коротким, а Солнце — Тенгре, по представлениям древних тюрков, уходило очень далеко, они молили верховное божество скорее вернуться, принося ему жертву.

Таким образом, Нардуган был тенгрианским праздником, посвященным рождению или пробуждению Солнца — Тенгре-хана, которому, как и духам предков, посвящались молитвы. О связи праздника с солярным культом свидетельствуют и его обряды: поливание нардуганной водой, разведение костров на холмах и др. Празднование Нардугана должно было способствовать главной цели — просьбе о плодородии.

Татарский Новый год: куда поехать, где встретить, как отмечают Татарский Новый год — традиционный праздник, который отмечают в Татарстане и других регионах, где проживают татары. Если вы хотите отпраздновать Татарский Новый год и ищете место, куда можно поехать и где его встретить, вот несколько советов: Казань: Казань является столицей Татарстана и идеальным местом для отметки Татарского Нового года. Здесь вы найдете много развлечений, культурных мероприятий и национальных ресторанов, где можно попробовать татарскую кухню.

Болгар: Болгар — историческое место с культурным наследием татарского народа. Здесь расположены древние памятники и музеи, где вы можете узнать больше о татарской культуре и истории. Во время Татарского Нового года в Болгаре проводятся традиционные праздничные мероприятия. Свияжск: Остров Свияжск также является значимым историческим местом Татарстана.

В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями. Нардуган — древний языческий праздник зимнего солнцестояния у татар и некоторых других народов Поволжья. Праздновался 21-22 декабря. О древности этого праздника свидетельствует и его название. Башкиры и удмурты этот праздник называют "Нардуган", чуваши - "Нартукэн" и "Нартаван", эрзя "Нардава", мокша -"Нардван". Татары - мишары этот праздник называют "Раштуа". Некоторые ученые объясняют происхождение названия от монгольского "нар" солнце и татарского "туган" рожденное. Праздник проводится, когда солнце "рождается", то есть после зимнего солнцестояния в конце декабря или в январе. Во время праздника гадают на кольцах, проводят театрализованные представления с переодеваниями до неузнаваемости и с хождениями от дома к дому.

Когда встречают Новый Год в Татарстане — традиции и особенности празднования

Национальные праздники у татар Обычаями и традициями встречи Нового года. (Слайд) Ученик 1: Раньше татарский Новый год (Навруз) отмечали в конце.
Что готовят татары на Новый год? – Среди татарских национальных праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные).
новый год в татарский, перевод, русский - татарский словарь | Glosbe В татарской культуре Новый год неразрывно связан с национальными верованиями и ритуалами.
Как празднуют Новый год разные народы России: ритуалы, традиции и блюда «Сейчас татары в основном стали праздновать национальный праздник Навруз. Это и есть наш Новый год.
Татарские праздники и традиции Основные татарские праздники. Татары празднуют различные праздники, отражающие их религиозные и национальные традиции.

Новый татар

Татарский Новый год — традиционный праздник, который отмечают в Татарстане и других регионах, где проживают татары. Если вы хотите отпраздновать Татарский Новый год и ищете место, куда можно поехать и где его встретить, вот несколько советов. Однако традиционный татарский новый год – это Навруз, он приходился на день весеннего равноденствия, и празднество приходилось. О своих традициях на Новый год журналистам рассказал последователь ислама Минталип Минниханов из Набережных Челнов. Татарский Новый год Нәүрүз отмечается в день весеннего равноденствия, который приходится примерно на 21 марта, в зависимости от астрономического события.

Как празднуют Новый год разные народы России: ритуалы, традиции и блюда

Татарский Новый год является важной частью культуры татарского народа и символизирует начало нового года и нового цикла жизни. Однако традиционный татарский новый год – это Навруз, он приходился на день весеннего равноденствия, и празднество приходилось. Среди татарских национальных праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные). Татарский Новый год Новый год празднуется практически во всех странах мира и суть этого праздника примерно одинакова, за исключением определенных особенностей и. В целом традиция празднования Нового года как светского праздника пришла к нам из Швеции, подчеркнула эксперт. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.

«Не хуже Кикиморы»

  • Кешбэк до 20 000 рублей при оплате картой «Мир»
  • Ответы : какие праздники у татар
  • Обычаи и традиции
  • Друг Кикиморы Кыш Бабай. Зачем Татарстану собственный Дед Мороз
  • Что готовят татары на Новый год? –

Кто приходит в Новый год к народам Башкортостана?

Татарский Новый год, Навруз, имеющий древние корни, традиционно отмечается весной во время весеннего равноденствия. Более того, некоторые татары отмечают Новый Год дважды – по григорианскому и по национальному календарю. Татарстанское народное празднование Нового Года – это яркое и запоминающееся событие, которое отражает самобытность и богатство татарской культуры. Среди татарских национальных праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные). По татарскому календарю, татарский Новый год празднуется 22 марта.

«Безалкогольный праздник — это норма». Как встретить Новый год по-татарски

Среди татарских национальных праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные). Это известное и любимое татарское блюдо традиционно готовят на Новый год. Кыш-Бабай и Кар-Казы обязательно поздравляют детишек в новогоднюю ночь. Татарский Новый год по традиции и согласно обычаям проходит в кругу семьи, только после боя новогодний курантов разрешается сходить в гости. В резиденции Вы окунетесь в волшебный мир детства, загадаете желание, поучаствуете в интерактивной программе с элементами татарского фольклора и персонажами татарских сказок известного татарского поэта Габдуллы Тукая.

Даты крупных татарских праздников в 2023 году: когда ждать главный праздник?

Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. В этом регионе встречают Новый год особенно торжественно и с большой любовью. Хлопушки, фейерверки, костюмированные представления, ударные оркестры – все это яркие атрибуты татарского новогоднего праздника. "Навруз" – татарский Новый год. supertatary. Главный национальный татарский праздник, берущий начало в глубинах истории татарского народа. Сегодня татарский праздник Навруз является земледельческим праздником. Во время его празднования народ проводит зиму, встречает весну, а также Новый год.

ТАТАРСКИЙ НОВЫЙ ГОД — ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ🌙

Размещение в гостинице. Свободное время. Вы можете самостоятельно прогуляться по «казанскому Арбату» — улице Баумана, где расположены: памятник Шаляпину, аптека Бренинга с небольшой выставкой личных вещей аптекаря, фонтаны и скульптуры И. Башмакова, бронзовая копия кареты Екатерины II у входа в драмтеатр им. Качалова, храмовый комплекс — Покровский собор и церковь Николы Нисского. Свободный день — возможность, не торопясь, прогуляться по улочкам Казани, увидеть картины Николая Фешина и карету Екатерины II в Национальном и Художественном музеях , покататься на Казанском метро, посетить татарские кафе и попробовать там домашний чак-чак с чаем на травах.

А для гурманов — супы шулпа и толкач, бэлеши, перемячи, бэккэны, эч-почмаки, сумса с начинкой из мяса, картофеля или каши, десерты катлама, кош-теле и напиток ширбет — всё это нужно успеть попробовать!

За две недели до празднования сеяли на блюда чечевицу и пшеницу. До праздника зеленые ростки достигали от 5 до 7 сантиметров. Самое традиционное известное праздничное блюдо из пророщенных росточков под названием «Сумаляк» подавали на стол. В этот период народ подкармливал птичек, которые прилетели с юга.

Женщины занимались выпечкой печенья формы пташек, а детки крошили их руками и прикармливали возле крыльца птиц. Празднование начиналось спозаранку. Все семейство наряжались в новую одежду и собирались за освещенным столом, на который ставилось зеркало, и зажигали столько свечей, сколько членов семьи.

Самое традиционное известное праздничное блюдо из пророщенных росточков под названием «Сумаляк» подавали на стол. В этот период народ подкармливал птичек, которые прилетели с юга. Женщины занимались выпечкой печенья формы пташек, а детки крошили их руками и прикармливали возле крыльца птиц. Празднование начиналось спозаранку. Все семейство наряжались в новую одежду и собирались за освещенным столом, на который ставилось зеркало, и зажигали столько свечей, сколько членов семьи. Свечи гасить было нельзя, пока они не сгорят до конца.

Фукс в воспоминаниях пишет, что «новый год начинают чуваши с наступлением зимы, и разделяют на 13 месяцев, неделя у них имеет также 7 дней, но место воскресенья занимает у них пятница» [25]. Он продолжается примерно 10-12 дней и сопровождается сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Отголоски этого присутствуют в современном татарском фольклоре.

Сведения о праздновании Навруза собирались в многочисленных этнографических экспедициях, а также по трудам татарских просветителей XIX-XX веков Ш. Марджани, К. Насыри, Н.

Это было время активизации народного творчества: формировались группа юношей, реже мужчин, которые заранее готовили благопожелания — разучивали из записанных ранее благопожеланий, составляли новые, иногда для кого-то персонально. Действо заключалось в обходе домов с декларированием подготовленных благопожеланий. За это полагалось требовалось вознаграждение — продуктами, гостинцами, деньгами.

Были и локальные варианты празднования у сибирских, астраханских татар. Мухаммедовой в 1970 году во время фольклорно-этнографической экспедиции в Сабинский район. По сведениям этого периода, день нового года у них носил иранское название Навруз, то есть Новый год.

Однако в его праздновании участвовали в основном шакирды, получившие образование в Средней Азии. В некоторых регионах компактного проживания татар Навруз отмечали до начала XX столетия. Ряд фольклорных памятников сохранились до наших дней.

От вас нам — угощения. Да будет благославен Навруз! Молодежь устраивала игры и состязания, во время которых выбирали самую красивую и нарядную девушку села, которая получала титул Наврузбике тат.

Она, олицетворяя образ весны, вступала в противоборства с персонажем, олицетворявшим уходящую зиму — ряженым в старика Кыш-Бабаем. Для татар не характерно приготовление блюда сумаляк суманак , которое является обязательным атрибутом Навруза у народов Средней Азии.

Sorry, your request has been denied.

Послабления в посте могут получить лишь путешественники, а также женщины по причине месячных или кормления грудью. В качестве отплаты за поблажки они должны как-либо помочь другому постящемуся. Татарские традиции чтят соблюдение поста. Заканчивается Рамадан масштабным праздником под названием Ураза-байрам. Ураза-байрам Следующим месяцем после Рамадана является Шавваль. Первый же его день — это праздник Ураза-байрам, торжество по случаю окончания поста. В этот день верующий наконец-то дожидается такого долгожданного разговенья после изнурительного поста. Как и другие религиозные татарские праздники, Ураза-байрам представляет под собой в первую очередь одну из ступеней самоочищения для верующего и способствует становлению крепких семейных уз. В этот день принято собираться одной большой семьей и проводить так время с утра до вечера, ведь по древним мусульманским поверьям, на эту встречу приходят и души умерших родственников. В целом праздник отмечен очень радостным оттенком, всеми возлагаются надежды, что Ураза-байрам принесёт им счастье и достаток на весь будущий год.

В день разговенья положено устраивать различные увеселительные мероприятия, а в городах проводятся ярмарки с активной торговлей. Курбан-байрам Татарские праздники нельзя адекватно описать без упоминания о таком торжестве, как Курбан-байрам. Он отмечается ежегодно с 10 по 13 день мусульманского месяца Зуль-Хиджжа. В его основе лежит окончание Хаджа — священного исламского паломничества к религиозным святыням. Праздник этот подразумевает под собой жертвоприношения в угоду Аллаху. Курбан-байрам — самое крупное религиозное торжество не только в Татарстане, но и по всему мусульманскому миру. Этот праздник уходит к жизнеописанию из Корана одного из пророков — Ибрахима. По легенде, однажды Всевышний приготовил ему испытание: в качестве доказательства своей любви к нему Ибрахим был обязан принести в жертву небесам своего любимого сына, Исмаила. Ибрахим был непоколебим в своей решимости выполнить этот приказ, а потому Всевышний, поверив в намерения пророка и не пожелав смерти его отпрыска, позволил оставить Исмаила в живых, а вместо него принести в жертву животное.

С тех пор мусульмане в честь подвига Ибрахима на Курбан-байрам совершают обряд заклания животного. Смысл этого ритуала состоит в следовании образцу одного из наиболее известных религиозных пророков, который во имя любви ко Всевышнему был готов на самую большую жертву. Мясо животного после приношения обычно делят на три части. Одна идёт страждущим, другая — семье верующего, а третью каждый мусульманин может оставить себе. В этот день празднуется Нардуган в переводе с татарского — «рождённые солнцем» , который, как и Новруз-байрам, можно считать ещё одним новогодним праздником. Это прежде всего молодёжное торжество. Основной элемент праздника — традиционные танцы и песни. Молодые люди, по обыкновению, ходят по домам, где с разрешения хозяев представляют им эти самые праздничные номера. Танцевальная часть состоит из нескольких циклов: приветствия, благодарностей хозяевам, гадальных танцев, прощания.

Особой частью торжеств должно становиться костюмированное представление. В танцах и песнях молодые люди пытались всячески задобрить злых духов — шайтанов. По всяческим поверьям, исход следующего земледельческого цикла полностью зависел от этих самых шайтанов, поэтому если угодить им, то они не будут мешать сбору урожая.

При этом он сохранил и все основные древние культовые компоненты, состоявшие из отправления коллективных обрядов. Они были направлены на обеспечение урожая, что, в свою очередь, связывалось со сменой типа хозяйствования. Основным видом деятельности вместо скотоводства у булгар стало земледелие. Тенгрианские культовые поклонения, жертвоприношения Солнцу и весенние моления с просьбами о плодородии земли келау кылу , таким образом, имели универсальный смысл и с переходом предков татар к оседлой жизни позволили Сабантую обрести черты аграрного праздника. С принятием волжскими булгарами ислама и переориентацией идеологии ее правителей, Новый год стал отмечаться как праздник Науруз или Хамаль, Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 г.

Григорианского календаря, когда Новый год стал отмечаться с 1 января, как праздник встречи весны у татар стал проводиться Науруз. В народном представлении Сабантуй, как и многие века назад, по-прежнему продолжает оставаться праздником весны и начала сева, а Нау-руз, как показывает практика его проведения в городах и селах республики, воспринимается как праздник проводов зимы и начала весны. Сохранение первоначального смысла праздника в народе можно объяснить, с одной стороны, устойчивостью древних обычаев, с другой — особенностью самого праздника, в котором особенно ярко отражена не только идея смены сезонов, но и преобладание в обрядах этого праздника магии плодородия. С 1920-х гг. Джиен, будучи летним родовым праздником, являлся вторым по своей значимос- ти после Сабантуя. Есть все основания полагать, что первоначально основная часть праздника Джиен, с астрономической точки зрения, соответствовала дате летнего солнцестояния и была неразрывно связана с представлениями о середине годового пути Солнца, о границе между первой и второй половинами года, знаменуя собой переход от весеннего цветения к осеннему увяданию. Иными словами, Джиен можно считать преемником хуннского праздника, проводившегося в «пятой луне» с жертвоприношениями небу, земле и духам. Исследования, проведенные в 19601980-е гг. Хисамутдиновым и Н.

Бурга-новой, выявили более 600 сел на территории Татарстана, где многие века отмечался Джиен. Установлено существование джиенов как определенных общественно-территориальных единиц, в первую очередь, в Заказанье. Здесь Г. Хисамутдино-вым было отмечено существование 30 джиенных округов6, а Н. Бургановой — около 100 джиенов7, каждый из которых имел свою определенную территорию. В послеоктябрьский период роль джи-енов в общественной жизни татар постепенно ослабла, угасал сам обычай проведения этого праздника. Тем не менее в ряде местностей он проводился до 1950-х гг. В исчезновении Джиена свою роль сыграли политические и социально-экономические факторы: жесткий контроль со стороны партийных органов; урбанизация населения в процессе индустриализации и коллективизации; развитие нефтедобывающей промышленности; научно-техническая революция, в ходе которой появились новые высокоскоростные средства передвижения, средства связи и т. Свои богатые традиции Джиен передал Сабантую, празднование которого было перенесено на лето, примерно на то же время, когда проводился Джиен.

Несмотря на это, обряды праздника сохранились во многих районах Республики Татарстан. В 90-е гг. Благодаря усилиям энтузиастов, он стал возрождаться, но уже в новой форме джиены-вечера искусств, джи-ен татарской молодежи, джиен предпринимателей и др. Другими обрядами, составляющими систему летне-осенних праздников и связанными с летним солнцестоянием и осен-. Идеология и мифология всех этих аграрных праздников также органически связана с культом Тенгре. В основе идеологии и обрядового комплекса праздника Нардуган, проводившегося в дни зимнего солнцестояния, лежит идея поклонения солнечному божеству. Нардуган можно считать своеобразным преемником праздника хуннов, совершаемого в «девятой луне в день У» с жертвоприношениями небу и духам предков. В праздник Нардуган, когда день был самым коротким, а Солнце — Тенгре, по представлениям древних тюрков, уходило очень далеко, они молили верховное божество скорее вернуться, принося ему жертву. Таким образом, Нардуган был тенгрианским праздником, посвященным рождению или пробуждению Солнца — Тенгре-хана, которому, как и духам предков, посвящались молитвы.

О связи праздника с солярным культом свидетельствуют и его обряды: поливание нардуганной водой, разведение костров на холмах и др. Празднование Нардугана должно было способствовать главной цели — просьбе о плодородии. Ныне Нардуган слился с праздником встречи Нового года по гражданскому календарю и, сохранив традиционные элементы, вошел в быт татарского народа с другим содержанием в виде театрализованного представления, обрядовые особенности которого широко используются коллективами художественной самодеятельности. Сегодня, в силу ряда исторических причин, из трех вышеназванных праздников наиболее широкую известность и популярность приобрел Сабантуй. Это объясняется, прежде всего, его открытостью и толерантностью. Издревле существовавший как обряд в честь пробуждения природы и весеннего сева, Сабантуй является главным национальным праздником татарского народа, составной частью его образа жизни. Среди исследователей бытует три основные версии об исторических корнях Сабантуя: 1. Сабантуй привнесен в жизнь татарского народа из Китая или Монголии О. Ковалевский, Н.

Катанов, Н. Семенов, отчасти — М.

Именно в это время местный дедушка Мороз Кыш-Бабай и его внучка Кар-Казы поздравляют взрослых и детей. Кстати, собственные новогодние дарители, отличающиеся от наших зимних волшебников, есть и у других народов. Подробнее об этих уникальных волшебных символах читайте тут. Особое внимание в его рамках уделяется "магии первого дня" наступившего года. Все события, которые происходят в этот день, согласно поверьям указанных народностей, определяют весь будущий год. Именно поэтому издавна на это время распространяются многие запреты: нельзя что-либо отдавать из дома и пускать на порог чужих женщин — вот такая дискриминация. В прошлом нежеланных посетителей даже гнали из дома метлой, а также обругивали, но к счастью, сегодня эта нелицеприятная часть традиции почти всеми забыта.

Зато в домах все так же с большой радостью принимаются бородатые старики, приход которых сулит достаток и богатство в грядущем году для всей семьи. Не только у народностей России, но и у иностранцев есть свои интереснейшие новогодние традиции. К примеру, желания, которые мы загадываем, выпивая шампанское с пеплом, в Испании загадывают, съедая гроздь винограда.

Новый год — семейный праздник, раньше мы отмечали только в кругу родных.

Многие и сейчас до полуночи из дома не выходят и встречают с близкими, но если уж договорились с кем-то встретить, то можно и в гостях. Раньше молодые не пили алкоголь со взрослыми. Сейчас обычаи уже уходят в прошлое и появляются современные тенденции. Под бой курантов выпиваем шампанское, вслух проговаривая желание, или пишем его на бумажке и сжигаем.

Праздничные и памятные дни

Зимой Новый год казанские татары особо не отмечали, но у крещеных татар и мишар такая традиция была. Кряшены называли его «Нардуган» и отмечали с 25 декабря по 5 января. Праздник сопровождался карнавальными ритуалами. Мишаре называли его «Раштуа» или «Роштва» от слова «Рождество». В эти дни принято было переодеваться так, чтобы тебя никто не узнал, ходить с песнями-прибаутками по домам, а также гадать.

До конца XIX века татары-мусульмане не отмечали Новый год 1 января, поскольку летоисчисление велось по мусульманскому календарю. Но ситуация начала меняться с того момента, как григорианское летоисчисление стало в России официальным. И традиция празднования Нового года в татарских семьях упрочилась лишь после Октябрьской революции.

Семейные развлечения не остаются без внимания в этот праздничный период. Многие парки и развлекательные центры Татарстана предлагают специальные программы для детей и взрослых, включая катание на коньках, аттракционы, игры и соревнования. Театры Казани и других городов Татарстана представляют спектакли и мюзиклы, посвященные Новому году. Зрителей ждут яркие декорации, костюмы и талантливые актеры, создающие неповторимую атмосферу праздника.

Татарстан также славится своими новогодними ярмарками, где можно приобрести подарки, сувениры, сладости и другие новогодние товары. Ярмарки могут быть народными или тематическими, с участием местных и приезжих продавцов. Таким образом, празднование Нового года в Татарстане оставляет множество ярких впечатлений и возможностей для развлечений. Вне зависимости от предпочтений каждого гостя, здесь найдется что-то интересное и запоминающееся.

Новогодняя кухня Одним из самых популярных блюд на новогоднем столе в Татарстане является «чак-чак» — традиционное татарское печенье.

О древности этого праздника свидетельствует и его название. Таким образом, можно с уверенностью предположить, что Нардуган был тенгрианским праздником, посвященным рождению или пробуждению Солнца — Тенгре хана, духу которого, как и духам предков, посвящались жертвоприношения. В этой связи интересно отметить, что слово «нар» употреблялось также в значении «одногорбый верблюд», «верблюд-самец»6. Китайские источники свидетельствуют, что верблюд, как и конь, был постоянным участником главных календарных праздников хуннов, символом солнечного луча, надежды. Обращает на себя внимание еще одна деталь, связывающая верблюда с Нардуганом.

Татары Заказанья во время этого праздника устраивали игры со всадником на чучеле верблюда. Что касается идеологии Нардугана, то, как подчеркивает исследователь татарских мифов Г. Гильманов, в праздник Нардуган, когда день был самым коротким, а Солнце-Тенгре уходило очень далеко, древние тюрки звали верховное божество, умоляли скорее вернуться, молились по этому поводу, приносили жертвоприношения. И потому в основе этого праздника, в целом, лежит идея поклонения солнечному божеству. Еще один компонент праздника — это хождение ряженых по домам в виде Бабая-аксакала, видимо, олицетворяющего уходящий, устаревший год. Нардуганский Бабай, по-видимому, имеет связь с мифическим образом Карурман Бабая, как называли в ряде мест, где жили татары, хозяина леса.

Он и его внучка Урман кызы известны у нас как сказочные новогодние персонажи Дед Мороз и Снегурочка, с которыми связан обычай украшать новогоднюю елку. Празднование Нардугана должно было способствовать главной задаче жизнеобеспечения народа — достижению плодородия. Характерно, что нукратские татары в Нардуган совершали специальный обряд «куркылык кою ашлыкка дип » — «чтобы был урожай». Одновременно надо учитывать и то, что обряды Нардугана, как и других календарных праздников, являются не застывшей формой, а развивающейся системой. В создавшейся ситуации более благоприятные условия для сохранения обрядов древнего праздника появились у татар-кряшен, ибо они свободно продолжали отмечать Нардуган в рамках Рождественских святок, т. Гатиной, празднование Нардугана с его играми, шуточными обрядами, песнями в районах, населенных татарами, в целом сохранилось вплоть до начала XX в.

Отдельные обряды этого праздника, связанного с годовым циклом, и по сей день встречаются в репертуарах художественных самодеятельных коллективов. Так, национальный обрядовый праздник Нардуган проводится татарами-кряшенами в Набережных Челнах. С каждым годом он приобретает у челнинцев все большую популярность, активное участие в нем принимают школьники. Смысл праздника — восхваление Солнца и Земли. Главными организаторами новогодних праздников являются культпросветработники. Богатый опыт в этом плане у администрации Центрального парка культуры и отдыха Казани, где создано немало интересных форм организации досуга, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы.

Горького умело используют многие районы города, в первую очередь — Московский и Приволжский, где сооружаются разнообразные игровые комплексы. Поиск новых форм организации праздника елки ведется и в сельских районах.

Поиск новых форм организации праздника елки ведется и в сельских районах. Так, до начала 1990-х гг. По инициативе общественности, в первую очередь клубных работников, праздник был вынесен на улицы. На центральной площади города стали устанавливать огромную елку, а на прилегающих к площади улицах строить снежные крепости и фигуры зверей, героев народных сказок. Трудовые коллективы готовят подарки, члены кружков художественной самодеятельности — концертные номера. Организуются катания на конных упряжках, торговля на улицах пельменями, блинами, различными национальными блюдами. Тут же поблизости устраивался каток, шла торговля чаем, блинами, пельменями, шашлыками.

Кульминацией праздника являлась встреча Дедов Морозов со Снегурочками, которые подъезжали к елке на разукрашенных тройках. Сделав круг, тройки выстраивались в один ряд перед трибунами, на которых — самые уважаемые люди района. Начинался смотр троек. Лучшим экипажам вручались переходящие кубки. Организовывалось соревнование для рыбаков-любителей, которое собирало много азартных болельщиков. Опыт организации праздника Нового года, как и Сабантуя, непосредственно на природе заслуживает внимания. У животноводов многих районов республики встречи Нового года включают ритуал передачи трудовой эстафеты молодой смене. Лучшие доярки избирались хозяйками праздника, им предоставлялось право зажечь огни новогодней елки. Герои сказок вместе с Дедом Морозом награждали новогодними подарками передовиков ферм.

Находились и новые элементы в организации праздника новогодней елки. В 1989 г. Ей и предоставили право зажечь новогодние огни20. С середины 1990-х гг. Так, накануне 1996 г. Читайте также: Историк Ключевский в Казанской духовной академии Особое место в системе праздников тюркских народов принадлежит Новому году. По древнему обычаю он отмечается в марте, в дни весеннего равноденствия, и эта традиция, как писал И. День Нового года носил иранское название Науруз. Известно также, что Науруз продолжался около 12 дней и сопровождался сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями23.

Выполнила: Хисамеева Зульфия Анваровна

  • Новый год у татар
  • русский - татарский словарь
  • Новый год — летний праздник
  • Национальные праздники
  • Особенности празднования Нового года у народов России

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий