13 февраля 1934 года весь мир узнал о трагедии в ледовитом океане

Официальная история советской Арктики началась с 15 апреля 1926 года. Тогда вышло постановление об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане.

Пароход Челюскин погиб не зря.

Опыт «Сибирякова» был оценен положительно, и в декабре 1932 года при Совете народных комиссаров Союза ССР было создано Главное управление Северного морского пути, которое возглавил О. Это был крупный корабль водоизмещением 7,5 тысячи тонн со специальным ледовым креплением для навигации в Арктике. Формально он считался торговым судном ледокольного типа, но для самостоятельного хождения в тяжелых льдах предназначен не был. Более того, ледовых испытаний «Челюскин» не прошел, а его поход по Севморпути как раз и должен был стать испытанием на профпригодность для пароходов подобного типа. Вскоре после приемки судна на нем был обнаружен ряд дефектов, поэтому на пути из Ленинграда в Мурманск пароход вынужден был зайти в Данию для их устранения. В результате не были выдержаны оптимальные сроки начала экспедиции. Вместо запланированного 12 июля «Челюскин» вышел из Мурманска лишь 2 августа.

На борту находилось 112 человек. Капитаном был назначен Владимир Воронин, руководил экспедицией Отто Шмидт. Капитан считал, что судно непригодно к решению поставленной задачи редкие и недостаточно крепкие шпангоуты, слишком широкий нос, плохая маневренность, особенно при заднем ходе. Шмидт постоянно вмешивался в управление судном и, по мнению капитана, вел себя излишне высокомерно. Научные сотрудники жили в лучших условиях и получали по сравнению с экипажем усиленный паек. В двух милях от подарка к годовщине Октября Уже в первые дни плавания, двигаясь во льдах, «Челюскин» получил повреждения корпуса — несколько вмятин и пробоину, вызвавшую течь.

Воронин предлагал вернуться в Мурманск, но Шмидт отказался. Ремонт произвели своими силами и двинулись дальше. Чукчи из стойбища в Ванкареме активно помогали в спасении челюскинцев. Горючее для самолетов из Уэллена привозили на собачьих упряжках Фото из коллекции Петра Каменченко Долгое время плавание проходило в штатном режиме. А 31 августа на «Челюскине» даже появился новый пассажир: у жены геодезиста Васильева родилась дочь. Так как в это время пароход проходил через Карское море девочку назвали Кариной.

Лопнул носовой шпангоут и возобновилась течь, но до Берингова пролива было уже совсем недалеко. Участков открытой воды оставалось все меньше, «Челюскин» начал вмерзать в лед, но около двух недель все же самостоятельно продвигался вперед. Особенно толстый лед подрывали аммонитом. Так продолжалось до 11 октября, когда судно вмерзло в лед окончательно. В течении следующих четырех недель «Челюскин» дрейфовал вместе со льдом в сторону Берингова пролива и 4 ноября оказался у острова Диомида, всего в двух милях от чистой воды. Шмидт не удержался от соблазна и послал в Москву радостную радиограмму, что задание партии и правительства выполнено, а свое замечательное достижение участники экспедиции посвящают 17-й годовщине Октябрьской революции.

Однако уже 6 ноября разыгравшийся в Беринговом море шторм, отбросил «Челюскин» вместе со льдами на север. Начался обратный дрейф льдов со скоростью в два узла. Вмерзший пароход потащило на северо-восток, назад в Чукотское море. Стало понятно, что теперь до весны из льдов не выбраться, а значит, экспедиции придется зимовать на «Челюскине». К счастью, запасов топлива и продовольствия было достаточно. Несколько раз судно сжимало льдами, и полярники срочно перетаскивали на лед многочисленный скарб.

Но корпус выдерживал, и все грузили обратно. Так продолжалось до 13 февраля, когда после очередного сжатия корпус лопнул и «Челюскин» затонул в ледяных водах Чукотского моря.

И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики. В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел. Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо.

От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма. Это был самый настоящий подвиг. Массовая и успешная эвакуация полярников возобновилась позже, когда на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков. Итоги экспедиции Несмотря на то что выйти в Тихий океан "Челюскину" не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана. Кроме того, стало ясно, что необходимо увеличить арсенал ледокольного флота и правильно расставить суда на всех участках пути. Был наработан и навигационный опыт: были сделаны выводы о конструкции пароходов для Арктики. В научном плане было широко исследовано Чукотское море: его течения, взаимодействия этих течений, ветра, сопротивление берега движению льда. Были достигнуты результаты научных наблюдений в гидрологии, гидрохимии, гидробиологии, аэрологии, метеорологии. Возвращение в Москву В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию: немецкая Voelkischer Beobachter писала: "Принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана... Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение.

Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности". Politiken в Дании и вовсе сообщала, что Шмидт погиб: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана". Prager presse — чехословацкая газета — тоже поддерживала панику: "Быстрое спасение при помощи самолетов невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры". Там, где дрейфует лед. Как платформа "Северный полюс" изменит полярную науку Однако всем пессимистам пришлось признать свою неправоту.

Слова сочетание с примыканием?

Оцените вопрос Похожие вопросы:.

Изредка грею одеревеневшие пальцы в рукавах... Начинает не то подсыхать, не то замерзать мокрое от пота белье, затекают колени. Нельзя даже протянуть ноги, так как палатка набита до отказа. Приемник наконец включен. Снимаю шапку, надеваю наушники — жжет морозом уши. Вожу реостат и по легкому звону ламп слышу: работает... Ирония судьбы: 104 человека находятся на льдине в мороз, в пургу, ночью, никто во всем мире не знает об их судьбе, а первое, что слышит лагерь Шмидта, — веселый американский фокстрот... С восхищением следим за вашей героической борьбой...

Сталин, Молотов, Ворошилов». Это была индульгенция для руководителей экспедиции. Они не вычеркнуты из списков живых, наоборот, теперь они в центре всеобщего внимания, а ситуация, в которой они оказались, рассматривается как «героическая борьба». Шмидт, отлично понимавший правила игры в кремлевских коридорах, принял это как руководство к действию. О жизни челюскинцев на льдине сняты километры кинохроники и написаны тысячи страниц. Репортажи в газетах выходили почти ежедневно, а позже десятки зимовщиков оставили воспоминания. Самый напряженный момент был в начале ледового сидения, когда часть команды отказалась подчиняться Шмидту — они считали, что нельзя оставаться на месте и ждать помощи, а нужно всем идти в сторону земли. Логика в этом была, но и риск был огромный, учитывая, что в команде были женщины и дети, а средств передвижения практически не было. Отто Юльевичу пришлось проявить характер — когда аргументов не осталось, он вынул из кобуры маузер и пообещал застрелить любого, кто нарушит его приказ. Угроза подействовала.

Шмидт понимал, что главной проблемой для эмоционального настроя зимовщиков может стать вынужденное безделье, поэтому старался занять людей любым способом. Кроме обслуживания ежедневных потребностей лагеря, они расчищали взлетно-посадочную полосу, занимались спортом даже футбольное поле соорудили , читали и слушали научные лекции, устраивали концерты, проводили партсобрания, даже издавали стенгазету. Известен хрестоматийный случай, растиражированный в те дни всеми центральными газетами: земля связывается с лагерем, а радист отвечает, что профессор Шмидт подойти не может, потому что читает лекцию по историческому материализму. Страна своих не бросает Штаб спасения возглавил член политбюро Валериан Куйбышев. Непосредственно на Чукотке уполномоченным комиссии назначили выдающегося полярника Георгия Ушакова — заместителя Шмидта в Главсевморпути. Практически сразу было решено, что единственный реальный способ вывести челюскинцев со льдины — это авиация. Собрали лучших пилотов и техников, нашли и доставили на Чукотку пригодные машины, подготовили базовый аэродром в Ванкареме, завезли топливо. Пятого марта, через три недели после гибели корабля, самолет АНТ-4 под командой Анатолия Ляпидевского первым сел на импровизированный ледовый аэродром. В обратный рейс он взял женщин и детей. Потом была почти месячная пауза, но постепенно летчики вывезли всех полярников.

Шмидт тяжело заболел, и его, по решению правительственной комиссии, эвакуировали в госпиталь города Ном на Аляске. Героев-челюскинцев чествовала вся страна — по пути из Владивостока их поезд торжественно принимали в каждом городе. Апофеозом стала встреча в столице, когда автомобильный кортеж в сопровождении кавалерийского эскорта медленно ехал через переполненные восторженными москвичами улицы. Главными триумфаторами были летчики — семеро из них стали первыми героями Советского Союза. Все же задание они не выполнили, а корабль потеряли. Но, как говорится, отрицательный результат — это тоже результат: практическим путем было доказано, что навигация грузовых судов по Севморпути возможна, но обязательно в сопровождении специальных судов, на основании чего было принято решение о строительстве ледокольного флота. Если на рубеже 1930-х сомнения вызывала сама идея Севморпути, то через 10 лет он стал реальностью. В годы войны полярным маршрутом пройдут сотни тысяч тонн важнейших грузов, которые сыграют значимую роль в победе. А значит, гибель «Челюскина» не была напрасной. Источник: История.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • Легенды полярной авиации
  • 13 февраля В 1934 году в Чукотском море затонул ледокол «Челюскин»
  • Задачи экспедиции
  • Трагедия Челюскина
  • Источники:

Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине

Ровно 85 лет назад, 13 февраля 1934 года, был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море пароход «Челюскин». В результате катастрофы на льду оказались 104 человека. С февраля по апрель 1934 года шла эвакуация. Самолеты пилотировали норвежские летчики Ялмар Рийсер-Ларсен и Лейф Дитрихсон. Этот полет отважные полярники рассматривали как первую рекогносцировку, имея в виду в будущем совершить перелет через Северный Ледовитый океан, причем не на самолете, а на дирижабле. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», названный в честь полярного мореплавателя XVIII века. Моряки и экспедиционная группа – 104 человека – спаслись. Ровно 85 лет назад, 13 февраля 1934 года, был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море пароход «Челюскин». В результате катастрофы на льду оказались 104 человека. С февраля по апрель 1934 года шла эвакуация. Официальная история советской Арктики началась с 15 апреля 1926 года. Тогда вышло постановление об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане. Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь уже была позади. В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами.

Сквозь историю: что происходило 13 февраля?

Устный экзамен текст про ильюшина 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. Два месяца команда и пассажиры просидели на льдине в условиях полярной зимы.
Видео: Что известно о челюскинской экспедиции | Новости России Очередная годовщина начала эпопеи челюскинцев. В 1934 году 13 февраля пароход «Челюскин» был за пару часов раздавлен льдами в Чукотском море.
13 февраля в 1934 году в Чукотском море затонул ледокол «Челюскин» Затертый паковыми льдами в Чукотском море, "Челюскин" дрейфовал вместе с экипажем до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул всего за два часа. Экипаж, готовый к подобному развитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды.

В ЛЕДЯНОЙ ЛОВУШКЕ

Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь уже была позади. В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами. Затертый паковыми льдами в Чукотском море, "Челюскин" дрейфовал вместе с экипажем до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул всего за два часа. Экипаж, готовый к подобному развитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. Утро 13 февраля 1934 года не предвещало больших событий. Вот уже несколько месяцев вмерзший в лед «Челюскин» хаотично дрейфовал в Чукотском море. За это время участники экспедиции привыкли и к ледяному ветру, и к беспросветной полярной ночи. Катастрофа парохода Челюскин в январе 1934 года стала исторической трагедией, произошедшей во время Северного полета. Пароход Челюскин был отправлен на экспедицию с целью исследования Северного морского пути и достижения Новосибирских островов.

История в лицах

Своё боевое крещение Корнилов принял в Наваринском сражении на корабле «Азов» в 1827 году, а потом отличился в Русско-турецкую войну 1828-1829 гг. В последующие годы молодой офицер командовал различными боевыми кораблями Черноморского и Балтийского флотов, а в 1838 году стал начальником штаба Черноморской эскадры. Новую должность Корнилов совместил с командованием 120-пушечным кораблём «Двенадцать апостолов». В 1852 году он был произведён в вице-адмиралы и фактически стал командующим Черноморским флотом, находясь на должности начальника штаба.

В последующие годы молодой офицер командовал различными боевыми кораблями Черноморского и Балтийского флотов, а в 1838 году стал начальником штаба Черноморской эскадры. Новую должность Корнилов совместил с командованием 120-пушечным кораблём «Двенадцать апостолов». В 1852 году он был произведён в вице-адмиралы и фактически стал командующим Черноморским флотом, находясь на должности начальника штаба.

Во время Крымской войны 1853-1856 гг.

За 75 лет, прошедших после гибели парохода «Челюскин» и спасения всех оказавшихся на льду людей, в печати появились десятки статей, легенд, фантастических и псевдонаучных публикаций, посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного по тем временам рейса. Одни обвиняют правительство страны, О. Шмидта, В. Воронина в авантюризме, некомпетентности, легкомыслии, непродуманных решениях, приведших к гибели судна.

Молоков вывез на материк 38 человек, а Каманин - 34. Самая трудная эпопея выпала на долю третьей группы летчиков. Водопьянов , Доронин и Галышев - наиболее опытные полярные летчики - преодолели в воздухе путь от Хабаровска до самого Ванкарема длиной в 5860 километров. Эта трасса была также мало исследована и не радиообеспечена.

Не повезло в конце пути Галышеву. Из-за отказа двигателя он задержался с Анадыре. Водопьянов и Доронин, прибыв в Ванкарем последними, вывезли оставшихся 12 человек и ездовых собак. Галышев, как и Пивенштейн, перевозили челюскинцев из Ванкарема в бухту Провидения. Еще двоих человек перевез летчик Бабушкин , находившийся на "Челюскине" со своим маленьким самолетом Ш-2. Вся мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. Такой хорошо организованной спасательной экспедиции мировая история еще не знала. Отметим, что кроме двух "Флейстеров" и одного "Юнкерса" остальные самолеты были советскими. С 13 февраля по 13 апреля 104 человека вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом.

Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях - большой подвиг. История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления. Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт. Может быть, сегодняшним читателям будет смешно, но там, на льдине, Шмидт издавал стенную газету и читал лекции по философии. Его умение поддерживать в людях стремление к жизни и надежду на благополучный исход было важной причиной успеха в борьбе с арктической стихией. И еще людей спасала вера в непременную помощь страны. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, М.

Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Получил звание Героя и Леваневский, хотя он и никого со льдины не вывез. Вероятно, сыграла роль его радиограмма. Думаю, что эта награда в дальнейшем подтолкнула Леваневского на другие не вполне обдуманные решения. Галышев и Пивенштейн были награждены орденом Красной Звезды. Так же были награждены совершившие перелет бортмеханики.

Из истории летных испытаний Из Белякова Это произошло 13 февраля 1934 года. В Чукотском море затерло льдами теплоход "Семен Челюскин", который вслед за ледоколом "Сибиряк" пытался повторить переход по Северному морскому пути за одну навигацию. Когда этот беспримерный рейс был почти завершен, уже в Беринговом проливе, налетел тайфун и отбросил теплоход в полярные льды - на 150 миль к северу от побережья Чукотки. Шмидта - более ста человек - высадилась на льдину. И полетели радиограммы: "Принять все меры к спасению экспедиции и экипажа "Челюскина" - в залив Лаврентия, где самолет А. Ляпидевского пережидал непогоду. На помощь челюскинцам летели известные летчики В. Гадышев , М. Водопьянов , И.

Леваневский и М. Слепнев с полярным исследователем Г.

Триумф и трагедия «Челюскина». По следам катастроф

В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». Он затонул ровно 85 лет назад, 13 февраля 1934 года. Хотя это должно было произойти гораздо раньше — по сути, «Челюскин» был обречен на гибель с самого начала. Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь уже была позади. В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами. 13 февраля 1934 года в полдень лед все сильнее стал сдавливать корпус судна. Листы обшивки треснули, заклепки отлетали со звуком пистолетного выстрела, внутрь стала заливаться вода. «Челюскин» затонул в течение двух часов. «Героический» дрейф «Челюскина» закономерно закончился катастрофой. 13 февраля 1934 года судно затонуло. В результате на льдине оказались 104 человека. 13 февраля 1934 года во льдах Чукотского моря во время экспедиции по освоению севера затонул пароход "Челюскин". На борту в тот момент находились 105 человек.

2024 - Год семьи в России

  • Telegram: Contact @in_history_day
  • В Чукотском море затонул советский пароход «Челюскин»
  • Тайна экспедиции ледокола "Челюскин". Герои были не героями.
  • Подвиги во льдах: в эти дни 90 лет назад началась челюскинская эпопея
  • Катастрофа парохода Челюскин

Пароход Челюскин погиб не зря.

Там ветер и течения погнали льды вместе с вмерзшим в них «Челюскиным» на д дрейфовал более пяти месяцев, пока 13 февраля 1934-го льды не раздавили корпус. 87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути. Операция по спасению экипажа судна, по спасению челюскинцев, стала настоящей эпопеей. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. Два месяца команда и пассажиры просидели на льдине в условиях полярной зимы. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул советский пароход «Челюскин». Он был раздавлен льдами и затонул за пару часов. На лед удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бара.

Экспедиция Отто Юльевича Шмидта на пароходе "Челюскин"...

13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду. В этот день летчики полярной авиации СССР сняли со льдины последнюю группу челюскинцев. Утро 13 февраля 1934 года не предвещало больших событий. Вот уже несколько месяцев вмерзший в лед «Челюскин» хаотично дрейфовал в Чукотском море. За это время участники экспедиции привыкли и к ледяному ветру, и к беспросветной полярной ночи. Признан первым в мире полярным летчиком. Он первым летал на самолете над Северным Ледовитым океаном. В мировой практике еще не было случая спасения такого количества людей, оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана.

Пароход Челюскин погиб не зря.

Поначалу дрейф шел в направлении Берингова пролива. До чистой воды оставалось немного, и от помощи ледокола решили отказаться. Но вскоре льды понесли пароход обратно в Чукотское море. К счастью, эвакуация с тонущего судна прошла быстро и организованно. За несколько дней построили барак и пекарню. Начали готовить взлетно-посадочную полосу для самолетов полярной авиации, продолжали вести научную работу. Надо отдать должное Отто Шмидту: он поддерживал в людях веру в то, что их обязательно спасут. Летчик Ляпидевский нашел терпящих бедствие лишь с 29-й попытки и эвакуировал женщин и детей.

Мужчины ждали своей очереди еще месяц.

После окончания гимназии с золотой медалью поступил на кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института. С этого момента вся жизнь Бориса Михайловича была связана с Балтийским судостроительным заводом. Борис Михайлович Малинин, советский ученый, конструктор и кораблестроитель родился в этот день 1889 года в Москве. Своё боевое крещение Корнилов принял в Наваринском сражении на корабле «Азов» в 1827 году, а потом отличился в Русско-турецкую войну 1828-1829 гг.

Одни обвиняют правительство страны, О. Шмидта, В. Воронина в авантюризме, некомпетентности, легкомыслии, непродуманных решениях, приведших к гибели судна. Другие восторгаются мужеством и героизмом людей, оказавшихся в экстремальных условиях аноним.

До чистой воды оставалось немного, и от помощи ледокола решили отказаться. Но вскоре льды понесли пароход обратно в Чукотское море. К счастью, эвакуация с тонущего судна прошла быстро и организованно. За несколько дней построили барак и пекарню. Начали готовить взлетно-посадочную полосу для самолетов полярной авиации, продолжали вести научную работу. Надо отдать должное Отто Шмидту: он поддерживал в людях веру в то, что их обязательно спасут. Летчик Ляпидевский нашел терпящих бедствие лишь с 29-й попытки и эвакуировал женщин и детей. Мужчины ждали своей очереди еще месяц. Так бывает: приведшая к катастрофе авантюра обернулась всенародным торжеством.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий